Девочки, не так давно наша страна решила бросить вызов самой природе, начав тотальную борьбу с онкологическими заболеваниями. Идея более чем благородная, но те, кто хотя бы отдалённо представляет, к чему сводится эта задача, уже поставили ей окончательный диагноз. Так, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников заявил, что находит «разумным опыт азиатских стран, где человек, у которого обнаружен рак на поздней, запущенной стадии, лечится за свой счёт».
Мысль понятна: желающих подписаться под борьбу с раком даже в таком регионе с безлимитными бюджетами как Москва, не нашлось. Прежде всего потому, что показать хоть сколько-нибудь значимый результат по этому направлению невозможно. Если только этот значимый результат не будет подтасовкой статистических сведений, как пришлось делать по майскому указу Президента, направленному на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
И проблема здесь отнюдь не в ресурсах. Миллиарды ли это будут рублей или триллионы. Проблема в том, что победить рак невозможно только лишь организационно-хозяйственными методами, которыми действует вот уже без малого 30 лет наш Минздрав, по ходу дела осваивая средства. То больше, как при Зурабове, то меньше, как сейчас при Скворцовой.
Нельзя, как бы этого ни хотелось, решить эту проблему, закупив на Западе самой лучшей диагностической техники и загнав все население на медосмотры.
Борьба с раком — это фундаментальная, кросс-дисциплинарная, межотраслевая и межведомственная, да что там, международная задача.
Ее нельзя решить, развалив систему образования. Ее нельзя решить, понизив уровень культуры. Ее нельзя решить, переведя науку на коммерческие рельсы.
Наконец, ее нельзя решить, не решая сопутствующие фундаментальные задачи вот уже десятки лет.
Таким образом, намерение благородно, но позавидовать тому, кто зачем-то возьмется за выполнение этой задачи, нельзя. А тем временем Леонид Печатников поступил весьма мудро, совершив принародное пяр-самоубийство для того, чтобы не оказаться самым крайним на этом невеселом празднике жизни.