Size: a a a

2016 September 20
don't panic!
Конспект книги "Мозг прирученный"

Почему прямохождение сделало нас заботливыми?

- Около 4 млн. лет назад предки человека спустились с деревьев и начали вести наземный образ жизни. Это произошло из-за изменений климата, которые стали причиной уменьшения площади лесов.

- Передвигаться по земле на двух ногах оказалось более продуктивно, но прямохождение не далось легко.

- Чтобы координировать движения и следить за равновесием во время ходьбы или бега, от мозга требуются огромные усилия. "Ходьба - это форма непрерывного и контролируемого падения вперед".

- Из-за новых задач мозг начал увеличиваться в размерах. Еще одной причиной роста мозга было большее число опасностей, которые поджидали на земле. Требовалось много замечать и быстро принимать решения.

- На этом приспособление к новому образу жизни не закончилось. Прямохождение изменило кости таза у наших предков. Это привело к более трудному и опасному процессу родов.

- Большой мозг - это большая голова и еще более трудный процесс родов.

- Чтобы приспособиться и к этому, произошло сокращение периода беременности. По оценкам некоторых антропологов, период беременности в сравнении с другими приматами у человека должен длиться около 18 месяцев.

- Еще одним способом облегчить процесс родов стало родовспоможение. Наши предки стали присутствовать при родах и помогать роженице.

- Для этого изобретения было несколько причин. Первая - отпугивание хищников. Вторая - можно предположить, что эмоциональная.

- Соплеменники, которые помогали при родах, должны были быть более настроены на коммуникацию и помощь, обладать более успешным контролем своего поведения.

- Племена, в которых проявление заботы во время родов стало нормой оказались более приспособленными.

#эволюционная_психология
источник
2016 September 22
don't panic!
Переслано от Ivan Solomin ☑️
источник
don't panic!
Сегодня речь пойдет о галлюцинациях.

Небольшой, но информативный текст о слуховых галлюцинациях. Рассказывает исследователь-нейробиолог: https://goo.gl/5Ff7t4

Видео-лекция Игнатия Журавлева о классификации галлюцинаций:  https://goo.gl/4VCUjo

Глава о слуховых галлюцинациях из книги Оливера Сакса. Книга, как это ни странно, называется "Галлюцинации". Есть немного об эксперименте Розенхена и о том, что "голоса" не такое уж и редкое явление и не обязательно связанное с заболеванием. Отличный текст с яркими примерами, впрочем, как и всегда у этого автора:  https://goo.gl/RkpY2v

Психиатрическая статья о псевдогаллюцинациях. Сложность текста компенсируется хорошими примерами и информативностью. Псевдогаллюцинации - это что-то контринтуитивное для привычных представлений разума о себе самом, поэтому так интересно понять, что это:
https://goo.gl/g1iPIZ

Еще об Оливере Саксе. В 1978 году он написал книгу о своей работе в отделении с пациентами-кататониками. А в 1990 году по этой книге был снят фильм "Пробуждение" с Робином Уильямсом и Робертом Де Ниро в главных ролях. Фильм чудесный, а сама история - удивительная.

#галлюцинации
источник
2016 September 23
don't panic!
Конспект книги "Мозг прирученный"

Зачем младенцам показывать фокусы?

1. Дети рождаются с почти полным набором нервных клеток, но мозг новорожденного весит в три раза меньше мозга взрослого.

2. 40 тысяч в секунду или более 3 млрд в сутки - скорость формирования новых связей между нейронами в мозге младенца.

3. От 150 до 180 тысяч километров составляет суммарная длина волокон в мозге взрослого. Хватит, чтобы четырежды обернуть землю.

4. Ключевые представления о мире - представления о природе объектов, чисел и пространства - уже запрограммированы в мозге новорожденного. Чтобы выяснить это, ученые показывали младенцам фокусы.

5. Фокус - это обман ожидания, кажущееся нарушение законов природы. Младенцы удивлялись (гораздо больше смотрели на объект), если предмет внезапно исчезал или один твердый предмет "проходил" через другой.

6. Еще младенцы знают, что предмет не может перемешаться из одного пункта в другой, не проходя при это промежуточные точки. Также они уверены, что предметы не могут двигаться сами по себе, если их не трогать.

7. В мозге есть область fusiform gurus, веретенообразная извилина, которая отвечает за восприятие всего человеческого.

8. У новорожденных эта область уже активна. Они знают, что люди - это объекты с особыми свойствами.

9. Например, младенцы понимают отличие "биологического" плавного движения от механического. Младенцы также предпочитают наблюдать за людьми, слушать человеческий голос, особенно голос матери и чувствовать ее запах.

10. Уже к шести месяцам ребенок прекрасно улавливает статистические закономерности в поведении взрослого, за которым он наблюдает. К 12 месяцам - делит сложные действия на несколько элементарных.

#психология_развития
источник
2016 September 25
don't panic!
Многие люди с серьезными нарушениями зрения видят галлюцинации. Это не психическое расстройство: зрительные отделы коры в отсутствии стимулов могут становиться гиперактивными и создавать причудливые образы. Человек понимает нереальность своих видений и не демонстрирует никаких других отклонений. Такое состояние называется синдромом Шарля Бонне. По словам Оливера Сакса, человек с этим синдромом склонен скрывать свои видения, чтобы его не считали сумасшедшим. Подробно об этом расстройстве вы можете узнать в замечательной видео лекции Оливера Сакса (есть текстовая расшифровка) на TED:  ps://goo.gl/TP81Jm

Можно ли многие психические расстройства - например, галлюцинации, множественные личности или состояния, которые раньше называли одержимостью бесами - объяснить с помощью эгоизма нейронов (по аналогии с эгоистичными генами Докинза, видимо)? Автор этой умозрительной, но дико занимательной статьи утверждает, что да:
https://goo.gl/1GLcQl

Шизофрения - это расстройство, которое причудливым образом искажает многие психические функции. Для человека это означает жить в реальности, которая может кардинально отличаться от мира "обычных" людей. Чтобы сократить эту пропасть в понимании и восприятии, существуют несколько проектов. Один из наиболее оригинальных и необычных - виртуальная симуляция мира шизофреника. Подробнее в этой небольшой статье: https://goo.gl/S7gxB6

Запись программы "Гордон" за 2001 год. Тема: галлюцинации. Гости: философ Вадим Руднев и психиатр Иосиф Зислин. Упоминают Витгенштейна, психоаналитиков, синдром Шарля Бонне, сновидения, языковую теорию возникновения шизофрении и еще много интересного:  https://goo.gl/FVLfE5

#галлюцинации
источник
2016 September 27
don't panic!
Сегодня несколько текстов об агрессии и насилии

"Почему человек может с такой легкостью пытать другого?" - статья из Aeon. Еще в 60-х и 70-х были проведены знаменитые эксперименты Милгрэма и Зимбардо, показавшие, как обычный и благополучный гражданин может стать жестоким мучителем. На сегодняшний день существуют несколько вариаций этих опытов, которые уточняют первые результаты. Есть и нейробиологические исследования того, как мозг реагирует на восприятие чужой боли и почему возникает "эмпатический барьер" - бесчувственность к страданиям другого. Подробнее об этом читайте здесь: https://goo.gl/WKwmii

Хорошая статья на "Теории и практики" о типах личности, которые более склонны к насильственным преступлениям. Психологические причины преступления могут быть разными. Например, повышенная агрессивность, импульсивность, снижение эмпатии и другое. Описано несколько остроумных психологических и нейробиологических исследований, которые связывают эти особенности поведения с особенностями анатомии мозга и нейрохимии. К сожалению, не представлены данные о, например, паранойяльном и шизоидном характерах: https://goo.gl/zZ5tEY

Глава из книги Леонарда Берковица "Агрессия: причины, последствия и контроль" о том, как закрепляются агрессивные формы поведения у детей и подростков. Как "практики агрессивности" распространяются от конкретных ситуаций на все более общее реагирование. Несмотря на то, что книга написана в 80-ые, многие идеи и исследования, описанные в ней, все еще актуальны:
https://goo.gl/qGrUcv

Еще один отрывок из книги Берковица. Речь идет о типологии убийц, их психологических и поведенческих характеристиках. Текст основывается на наблюдениях психологов и криминалистов:
https://goo.gl/3hRlVK

#агрессия
источник
2016 September 28
don't panic!
Сегодня подборка статей о том, как знаменитые писатели, художники, ученые и политики уживались со своими психическими (и не совсем) расстройствами.

О странностях, навязчивых идеях, бреде отношений и поисках смысла Филиппа Дика: https://goo.gl/wgj5dm

Отрывок о Достоевском и Сведенборге из дивной книги "Дуэль нейрохирургов". О Сведенборге там есть такой фрагмент: "Время от времени Сведенборг встречался с ангелами и выяснил, что некоторые из них ненавидят сливочное масло". А вообще речь о височной эпилепсии: https://goo.gl/br8QlC

Статья о Ричарде Дадде, художнике, который провел большую часть своей жизни в психиатрической больнице, был одержим духом Осириса, но все равно продолжал рисовать: https://goo.gl/X0NCmx

Биографическая статья о необычном и великом философе Людвиге Витгенштейне: https://goo.gl/meIcBy

Текст о писателях, на творчество которых повлияло душевное расстройство: https://goo.gl/9sTgTV

Статья о том, как Геббельс, Фрейд, Цветаева, Линкольн и Кафка боролись с депрессией. Некоторые из примеров, как мне кажется, сильно притянуты за уши. Во-первых, не факт, что в каждом случае была депрессия. Во-вторых, автор взял более-менее подходящие и яркие эпизоды биографии и сделал вывод, что это такое вот самолечение. Придумать психоанализ - от депрессии; верность НСДАП - от депрессии; писать романы - ну, вы поняли. https://goo.gl/3Evt8C

Об отношениях с помешательством автора знаменитой "Истории безумия в классическую эпоху": https://goo.gl/iYbXPf

Возможно, скоро буду частично конспектировать одну из книг Фуко, хотя это и не психология.
источник
2016 September 30
don't panic!
Еще несколько статей об агрессивном поведении

Лекция "Психология зла" Сергея Ениколопова, специалиста в криминальной психологии и психологии агрессии. Так или иначе упоминается множество аспектов агрессивного поведения: от насилия в школе до геноцида; роль деиндивидуализации и эффекта подчинения в актах жестокости; особенности поведения тех, кто наблюдает агрессию со стороны; эффект пропаганды и языка во время массового насилия. О геноциде лектор рассказывает достаточно подробно, приводя несколько социологических исследований и исторические примеры. Текстовая расшифровка лекции, первая часть (приблизительное время чтения - 15 минут): https://goo.gl/43OjtH
Вторая часть (те же 15 минут): https://goo.gl/KCI7GN

Статья социолога и историка Норберта Элиаса о спорте в древней Греции как продолжении войны. Идея о том, что спорт является окультуренной версией войны, не нова. Но в античные времена эта связь была очень наглядной: состязания зачастую заканчивались смертью участников, а реакция зрителей на жестокость сильно отличалась от современных представлений о гуманизме. Приблизительное время чтения - 10 минут: https://goo.gl/hGhUp9

Статья о том, как исследования нейро процессов влияют на судебную систему, в частности, на вынесение обвинительного приговора в уголовных делах. В одном из прецедентов, например, человека оправдали после сканирования мозга. Обследование показало, что у обвиняемого недостаточно "ментальных" способностей для планирования преступления - что бы это ни значило. Время чтения - 10 минут: https://goo.gl/nV5CNn

#агрессия
источник
2016 October 02
don't panic!
Конспект книги "Мозг прирученный"

Наследование стресса

1. После 11 сентября 2001 года каждый пятый житель ближайших к башням-близнецам кварталов страдал от ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

2. Психиатр Рэчел Йегуда проследила судьбу нескольких беременных женщин из тех кварталов. В их слюне был обнаружен ненормальный уровень кортизола (гормон, связанный со стрессовой реакций). Через год после трагедии у младенцев, рожденных матерями с ПТСР, тоже наблюдался повышенный уровень кортизола. Матери передали стресс своим детям - "шрамы без ран", как выразилась Йегуда.

3. Темперамент наследуется генетически. Внешнее окружение обычно влияет на способ его предъявления в обществе, но не на базовые характеристики (реактивность, интенсивность, переключаемость эмоций). Но сильный стресс может повлиять и на эти параметры.

4. Существует критический период, когда подверженность беременной женщины стрессу меняет характер развития ребенка.

5. Каждый восьмой ребенок рождается с темпераментом, который делает его раздражительным. Такие дети легко пугаются и излишне реагируют на резкие шумы. Причина - сверхактивность лимбической системы. В состав этой системы входит миндалевидное тело, запускающее реакцию (каскад гормонов и нейромедиаторов), которая подготавливает организм к опасности.

6. Подобное реагирование гораздо чаще наблюдалось у детей, чьи матери подвергались сильным стрессам во время беременности (особенно 3 триместр).

7. Такая "настройка" лимбической системы может остаться на долгие годы после рождения.

Подробнее о ПТСР:  https://goo.gl/zoApsE  или:  https://goo.gl/YKgL7V

Подробнее о миндалевидном теле:   https://goo.gl/PRCbgC, а здесь о небольшом исследовании:  https://goo.gl/ogtcfA

#психология_развития #стресс
источник
2016 October 03
don't panic!
Конспект книги "Мозг прирученный"

Первые полгода жизни и стресс

1. Финские ученые проследили судьбу 282 детей, эвакуированных во время Второй мировой войны. Они проверяли, как ранняя изоляция от родителей повлияла на характер стресс-реакции.

2. Спустя несколько десятилетий у этих людей оставалась повышенная реактивность секреции кортизола. Они как будто всегда были наготове, чтобы включить режим стресса.

3. Эта физиологическая особенность сохранялась только у тех, кого разлучили с родителями в возрасте полгода или раньше.

4. В условиях достаточной заботы на новом месте физиология стресса остальных детей возвращалась к нормальным показателям.

5. Автор теории привязанности Джон Боулби считал, что ранние отношения между матерью (или тем, кто замещает мать) и ребёнком являются фундаментом психологической адаптации в последующей жизни.

6. В печально известных экспериментах на макаках-резусах Гарри Харлоу наглядно показал последствия ранней изоляции от матери.

7. Обезьяны, у которых было мало социальных контактов в детстве, демонстрировали различные странности в поведении: кусали себя, раскачивались взад-вперед, избегали любого контакта, не заботились о своём потомстве.

8. Существуют критические периоды в развитии ребенка, когда длительное нарушения привязанности влечет серьезные изменения в поведении и реакции на стрессоры.

Исследование сирот из Румынии, где были ужасные условия в детских домах: https://goo.gl/nTUKjW и здесь: https://goo.gl/dLSfhY

Своеобразная, но подробная статья о Гарри Харлоу и его экспериментах. Будьте немного скептичны: https://goo.gl/fgNHN2

Подробно о теории привязанности: https://goo.gl/7s2S6R

#психология_развития #стресс #привязанность #социальная_изоляция
источник
2016 October 05
don't panic!
Составил небольшой список интересных каналов, на которые подписан:

@thenoondaydemon - чудесный канал, который ведет девушка с биполярным расстройством. Название, видимо, отсылает к книге Эндрю Соломона "Демон полуденный".

@glazslov - остроумный филологический канал. И это круче, чем звучит.

@Dumai - канал с обзорами интересных книг.

@darthbiology - канал о биологии, где уйма всего интересного.

@newochem - переводы англоязычных статей. Каждый раз проводится голосование, что переводить. Темы статей разные, много нчп, что замечательно. Знающим английский тоже хорошо: можно самим не искать интересные тексты.

@theIdealist - тоже переводы, но без голосования.

@psytrends - канал с огромным количеством информации по нейронаукам и психологии.

Еще узнал о проекте "Поговори со мной". Это сервис, "который дает возможность поговорить по телефону с одним из его сотрудников: среди них есть психологи, журналисты, врачи и радиоведущие". Сам я не пробовал, но если вам интересно, то вот ссылка на сайт: http://pogovoru.ru/, и на их телеграмм-канал: @pogovoru Из этой статьи на vc.ru можете подробнее узнать о проекте: https://vc.ru/p/pogovoru

Буду рад, если расскажите об интересных каналах. Пишите сюда: @alexandrchem
источник
2016 October 06
don't panic!
Термин "истерия" придумал еще Гиппократ. Он считал, что причиной расстройства является свободное блуждание матки по организму женщины. Отсюда и название: истерия с греческого - матка. О том, какие еще безумства сопровождали эту болезнь в разные эпохи и что происходит сейчас, читайте в статье на "Медач": https://goo.gl/QXkNH0

Существует странная форма амнезии, когда человек внезапно уезжает из родного города и начинает новую жизнь, забыв свою прошлую личность. Еще он забывает, что что-то забыл (двойное забвение по Хайдеггеру, хах) и спокойно живет дальше. Такое состояние называется диссоциативной фугой и споры вокруг этого феномена ведутся до сих пор: https://goo.gl/Cj4KzY

"Истерия не воображаемая болезнь, а болезнь воображения" - говорил один знакомый психиатр. Отчасти это верно: некоторые симптомы причудливым образом отражают представления больных о своём организме и действующие стереотипы в обществе. В этом тексте можете прочитать отрывки из дневников Агаты Кристи и узнать, как появилась "мода" на истерический припадок: https://goo.gl/ddKJrI

Подробнее о теле, как части культуры, можете прочитать в книге "Психология телесности" Тхостова, но книга непростая и своеобразная, на стыке множества дисциплин - психология, философия, социология, психоанализ.

Социологическая статья о случаях массовых маний и истерий (термины автора статьи): от средних веков и до нового времени: https://goo.gl/Klc5e2

Статья выдающегося психиатра начала прошлого века Бехтерева В.М. (1902 год) о роли внушения при "психических эпидемиях": https://goo.gl/tJFotd

#истерия
источник
2016 October 07
don't panic!
Ленивый ген воина

1. 16 октября 2006 года к Брэдли Уолдрупу приехала его бывшая жена со своим нынешним приятелем. Между мужчинами вспыхнула ссора, и Уолдруп восемь раз выстрелил в оппонента, затем погнался за бывшей женой и зарубил ее мачете.

2. Это преступление стало широко известным благодаря судебному процессу. Адвокат Уолдрупа убедил присяжных, что его подзащитный - обладатель гена воина и не может в полной мере контролировать агрессию. Смертную казнь заменили на пожизненное заключение.

3. Ген воина или ген МАО А был открыт в 1993 году и его действительно связали с повышенной враждебностью, но с тех пор он оброс множеством мифов.

4. Во-первых, его лучше было бы назвать ленивым геном, потому что он плохо выполняет свою работу: недостаточно подавляет активность ряда нейромедиаторов.

5. В последующих исследованиях выяснили, что он есть у каждого третьего мужчины-европеоида. Если бы все они вели себя как Уолдруп, мы бы жили в мире тотального садизма.

6. Эд Йонг сказал: "ген МАО А, конечно, может влиять на наше поведение, но это вовсе не кукловод".

7. Последующее изучение преступников показало, что человек более склонен к насилию при сочетании двух факторов: ген МАО А и то, что он пережил насилие в детстве.

8. Например, в исследование 440 преступников из Новой Зеландии с геном МАО А, большинство правонарушителей подходили под эти два фактора. Но и здесь даже близко не было 100% соответствия.

9. В общем, большое число людей с геном МАО А, видимо, добры и не опасны, а чрезмерная агрессивность может происходить из-за разных причин (см. подборку материалов об агрессии выше по ленте).

10. Что касается Уолдрупа и других преступников, которые получили снисхождения из-за гена воина, то на эту ситуацию можно посмотреть с другой стороны.

11. По некоторым данным, внешняя среда может влиять на экспрессию гена (снижать или увеличивать его активность). А лишение свободы, в понимании пенитенциарной системы, должно вести к "перевоспитанию" человека. То есть, в том числе, социализировать биологические предрасположенности и изменить экспрессию генов (извините за кривые упрощения).

12. В таком случае люди с геном МАО А должны сидеть в тюрьме дольше, так как их "биология" настойчивее толкает к преступлениям. Но это, конечно, умозрительные рассуждения.

Из книг "Мозг прирученный", "Иллюзия Я", а еще из статьи на вики: https://goo.gl/lEiY9s

Статья из журнала "Популярная механика" о судебных решениях и генах: https://goo.gl/7oo6Zo

#эпигенетика #агрессия

@bipolardance - канал о биполярно-аффективном расстройстве и жизни с ним. Личный опыт, полезные статьи и ссылки.
источник
2016 October 10
don't panic!
Спиритизм и причуды свободной воли

1. Гарвардский психолог Дэниэль Вегнер посетил серию спиритических сеансов. После наблюдения привычных атрибутов такого действа - вызова духа, самопроизвольных движений стола, ощущения чьего-то незримого присутствия - ученый изучил отпечатки пальцев на столе.

2. Одно дело, когда пальцы пассивно сопротивляются вращающемуся столу, и другое, когда активно его двигают. Узор отпечатков и направление штрихов будут различными. Изучение отпечатков показало, что люди, а не духи раскручивали стол.

3. Но Вегнера интересовало не разоблачение подобных практик. Он исследовал ощущение свободной воли. Того чувства, когда мы считаем, что действие принадлежит нам, исходит от нашей личности и подвластно нашей воле.

4. По мнению ученого, свобода воли - иллюзия. Она возникает, чтобы разграничить наши действия от других явлений. Так как, по мнению Вегнера, это некий эпифеномен, то он часто дает сбои.

5. Косвенное подтверждение этого мнения - некоторые психические и неврологические расстройства.  При деперсонализации или явлениях психического автоматизма некоторые части психики могут казаться чуждыми. Например, человеку кажется, что все его слова - реплики из сценария пьесы, хотя ему никто не давал ее читать.

6. Описаны случаи, когда человек, сохраняя критичность к переживаниям, чувствовал, что причастен к восходу и закату солнца или движению автомобилей на улице.

7. При синдроме "чужой руки" появляется ощущение, что рука живет чужой жизнью и не подвластна хозяину. Несмотря на это, такая рука может производить сложные и скоординированные с другими частями тела действия.

8. Свободная воля - большая загадка для ученых и некоторые исследования указывают, что ее вовсе не существует (знаменитый эксперимент Либета и его модификации с использованием фМРТ).

Интервью с профессором психологии ВШЭ о проблеме свободной воли: https://goo.gl/1BA1VB

Интервью с философом Джоном Серлем о том, что свободная воля является очень странной иллюзий: https://goo.gl/My2P7w

Отрывок из книги "Свобода воли, которой не существует" Сэма Харриса. С помощью примеров из уголовного права и механизмов морали, Харрис показывает, что первопричина действий человека и свобода воли - очень расплывчатая тема: https://goo.gl/tIokoj

Пункты преимущественно из этого отличного текста. Здесь же можете прочитать об исследованиях Либета: ps://goo.gl/7YFDmg

#свобода_воли
источник
2016 October 11
don't panic!
Прочитал энергичное интервью с научным журналистом Дином Бёрнеттом. Он ведет блог в Guardian о нейронауках и иногда (!!!) выступает как стенд-ап комиком (если кто-то видел его выступления, напишите - мне вот очень интересно). В интервью, которое приурочено к выходу книги Idiot brain, Бёрнетт рассказывает о тревожности и ее механизмах. Он придерживается эволюционной точки зрения и считает, что любые, даже самые причудливые страхи, - результат приспособления человечества к условиям среды. Когда-то разные виды тревоги очень помогали нашим предкам, и вообще, перманентная тревожность - полезное качество. Она помогает справляться с трудностями, быстрее соображать и эффективнее общаться с другими людьми. Расстройства тревоги появляются, когда механизмы приспособления действует не вовремя или чересчур активно. Бёрнетт выделяет только паническое расстройство - это, по его мнению, именно нейрохимический сбой, который ничего общего с адаптацией не имеет: https://goo.gl/sZbtIy

Основная информация о социофобии: психологические и нейрофизиологические особенности. Написано понятно и информативно: https://goo.gl/ZEvxu0

Понятное изложение того, что такое фобия. Примеры фобий Теслы и даже Фрейда, нейроанатомические механизмы и немного о когнитивной десенсибилизации - методе психотерапии, который помогает при страхах: https://goo.gl/7F8CTh

#тревога
источник
2016 October 13
don't panic!
Амфетаминовое безумие и неэтичные опыты

1. В старые добрые времена, когда всякая этика не останавливала научные порывы, Ангрист и Гершон провели исследование с применением амфетамина. Они давали наркотик нескольким добровольцам, чтобы вызвать психоз.

2. Амфетаминовый психоз похож на острый приступ шизофрении: слуховые галлюцинации, псевдогаллюцинации, бред воздействия, изъятия и открытости мыслей и так далее. Чтобы понять, почему эти состояния похожи и лучше разобраться в природе шизофрении, и провели этот опыт.  

3. Четырем подопытным под присмотром давали высокие дозы наркотика. Весь эксперимент занял 75 часов. В результате, у двух человек возник психоз, еще у двух - частичные признаки психоза.

4. Некоторые выдержки из наблюдений персонала и участников исследования:
- "Казалось, что она (другая пациентка) думала, что я влияю на неё, делаю её больной при помощи своих мыслей. Потом я подумал, что в этом участвует еще один человек - он вкладывает своим мысли в наши головы или использует мое сознание, чтобы вылечить её".
- Он считал, что другие пациенты и исследователь говорят о нём, и боялся вставать из-за стола из страха, что они скажут, что он такой высокий и будут наблюдать за ним.
- Он считал, что в здании напротив перед окном стоит человек, специально обученный наблюдать за ним.
- Он "был уверен", что исследователь "коварно" прекратил его лечение, заменив таблетки на плацебо, и что амфетамины выделяются из него с потом, что вызывает сильный запах, который он ощущал.

5. Все пациенты пришли к нормальному состоянию в течение нескольких суток без наркотика. Это частично опровергло идею, что амфетаминовый психоз случается только у людей, уже склонных к шизофрении.

6. Многие причудливые переживания испытуемых были характерны для шизофрении и, похоже, напрямую связаны с нейротрансмиссией дофамина: амфетамин как раз стимулирует активность этого нейромедиатора.

7. В 70-е, когда проводился эксперимент, в дофамине видели главного виновника шизофрении. На сегодняшний день ясно, что активность дофамина играет существенную роль при разных психозах, а не только шизофрении. Зато недавние наблюдения и генетические исследования связали болезнь со специфическим иммунным ответом организма.

8. Психозы зачастую лечат препаратами-антипсихотиками, которые угнетают именно дофаминовые рецепторы. Шизофрению лечат так же.

Сложно и подробно о дофамине можете прочитать здесь: https://goo.gl/fD6vig

#психоз #дофамин
источник
2016 October 15
don't panic!
Каждый год студенты Стэндфордского университета решают, кто из преподавателей накануне выпускного вечера прочтет им самую последнюю лекцию. В 2013 году их выбор пал на Роберта Сапольски - приматолога, нейробиолога и специалиста по физиологии и психологии стресса.

Сапольски чудесно рассказывает о сходстве и различиях между человеком и другими животными. Можно узнать, например, о бандитизме среди шимпанзе, или о том, почему обезьяны не могут насладиться театральной постановкой "Сна в летнюю ночь" Шекспира. Но самое интересное, по-моему, это отрывок о том, как мозг "сходит с ума" из-за метафор.

Запись этой лекции стала одной из самых популярных на ютуб канале университета:
https://m.youtube.com/watch?v=5aFB5fDOucE

(англ.) Еще одна лекции Сапольски. На этот раз о биологических основах депрессии. Депрессия - не просто плохое настроение. Это болезнь, как диабет или язва. Лектор рассказывает о важных исследованиях и данных в этой области: https://goo.gl/ofPRC1
источник
2016 October 17
don't panic!
Что такое хорошо и что такое плохо?

(англ.) Статья-обзор Марии Конниковой в New York Times о недавних исследованиях морального поведения. Описание нескольких остроумных исследований с участием детей разного возраста. Эксперименты связывают чувство справедливости с социальным статусом (антипатия к несправедливости в свой адрес), но некоторые моменты нравственности, возможно, имеют врожденный характер (примерное время чтения - 15 минут): https://goo.gl/KDuyP1

Интервью с психологом Джонатаном Хайдтом, который, изучая нравственное мышление, задавал каверзные вопросы разным людям. Например, как относиться к семье, в которой на ужин съели собственную собаку. Животное сбила машина, и хозяева вот так решили поступить с останками. В интервью Хайдт рассказывает о нескольких важных исследованиях механизмов морали, а потом переключается на тему политической идеологии, где высказывает несколько спорных мыслей и несколько остроумных (примерное время чтения - 15 минут): https://goo.gl/lqeyCJ

Беседа с философом Дэвидом Эдмондсом о роли науки в изучении и переосмыслении этических проблем. Эдмондс рассказывает, что происходит в мозге, когда мы сталкиваемся с моральной дилеммой; как чужой язык влияет на решение проблемы вагонетки; почему мораль чаще работает наподобие интуиции, а не холодного расчета (время чтения - 12 минут): https://goo.gl/bgl3r0

В процессе эволюции наш мозг становился все более чутким к социальным контактам и жизни в группе. Чувство морали - одно из эволюционных приспособлений, чтобы легче уживаться с сородичами и поддерживать групповые отношения. Моральные суждения возникают почти мгновенно и затрагивают эмоциональные зоны мозга. Логичное мышление подключается позже и скорее находит аргументы и причины для уже готового решения, чем что-то меняет. Статья Джонатана Хайдта (время чтения - 15 минут): https://goo.gl/Unrnpj

#мораль
источник
2016 October 19
don't panic!
Немного о голове

13 сентября 1848 года бригадир железной дороги Финеас Гейдж по неосторожности уронил железку на камень рядом с порохом. Посыпались искры, произошел взрыв, который подбросил железный штырь вверх так, что тот пронзил левую скулу под глазом Финеаса и вылетел через макушку.

Гейдж выжил, хотя лобные доли мозга ужасно пострадали. Уже через два месяца он смог вернуться к активной жизни, но его личность изменилась, а поведение стало неуправляемым. Перед несчастным случаем знакомые описывали его так: "сильный, энергичный, с сильным характером, уважаем среди подчиненных". А вот заметки врача после инцидента: "импульсивный, дерзкий сквернослов, не проявляющий никакого уважения к близким... нетерпим к советам и увещеваниям, идущим против его желания".

Изучение случая Гейджа (последняя статья аж в 2012 году, небольшая итоговая заметка: https://goo.gl/pW50Zh) помогло лучше понять работу некоторых разделов мозга, их связи и влияние на личность и эмоции.

Лобная кора не отвечает за какие-то конкретные задачи. Она принимает участие во всех действиях, которые требуют планирования, координации и контроля. Даже действия, которые мы совершаем автоматически, без осмысления, включаются в остальной поведенческий репертуар и контролируются лобными долями (подробнее о лобной коре: https://goo.gl/ZFYX2S). Часть лобной коры (префронтальная кора) ответственна за торможение импульсов, память и координацию внимания - это, так называемые, организующие функции.

Зачастую различные повреждения лобных долей приводят к "жизни сегодняшним днем" (нарушение планирования). Человек перестает беспокоится о том, что будет с ним дальше и том, как другие люди его воспринимают. Появляется небрежность в обращении с деньгами и с окружающими, безответственность, эмоции невпопад и импульсивность.

У Финеаса, похоже, еще появилась грубость и агрессивность в поведении, что некоторые ученые объясняют нарушениями связи фронтальной коры с лимбической системой (эмоциональное реагирование) и височными долями. Подробнее о Финеасе можете прочитать на английский Википедии: https://goo.gl/KzUZj0

#мозг
источник
don't panic!
Модель повреждений (взято с Википедии)
источник