Виктор Кривенцов
пишет у себя:
ТО, ЧТО ВЫ НЕ ЗНАЛИ (ИЛИ ЗНАЛИ) О ТАЙСКИХ ВОЕННЫХ.
Военные в Таиланде - не просто сила.
Это многое решающий фактор практически во всех без исключениях сферах жизни тайского общества - в политике, экономике, образовании, социальной жизни и даже в туризме! Поэтому, думаю, нелишним будет для моих читателей узнать несколько необычных фактов о тайских вооружённых силах.
И, пожалуйста, не надо меня мучать вопросами "А где источник того, где источник сего". Источников этих у меня здесь за более чем четверть века достаточно, хотите верьте, а не хотите - не верьте, эт дело ваше :)
Итак,
- В Таиланде "армия" и "вооружённые силы" - совершенно разные по смыслу понятия. Вооружённные силы состоят из армии (сухопутных войск), а таккже ряда не входящих в неё родов войск поменьше, Королевского военно-морского флота и Королевских военно-воздушных сил, и у каждого из них есть свой командующий. Помимо этого, есть ещё отдельные должности главнокомандующего вооружёнными силами и министра обороны (он не военный).
- У военных - свои собственные автомобильные номера, чёрные с белыми буквами и тайскими цифрами и с эмблемой рода войск. У морячков это, например, якорь, и такие номера мы в Паттайе видим чаще всего.
- Со времён Рамы Пятого, отражая многовекторность тайской внешней политики, тайская парадная строевая форма армии воспроизводит форму российской императорской лейб-гвардии, флота - британского Royal Navy, а авиации - U.S. Air Force.
- Тайская армия пополняется по призыву, но он рекрутский: все призывники в определённый день являются на призывной пункт и тянут билетики, один из примерно десяти которых - "счастливый", отправляющий тебя служить. Поскольку желающих послужить всегда более чем достаточно, а меняться билетиками разрешается, проблемы почти никогда не возникает.
- Понятие перемены пола в тайском законодательстве отсутствует, поэтому транссексуалы и трансвеститы также обязаны явиться на призывной пункт. Правда, дальше этого дело не идёт, зато в сети каждый год в дни призыва появляется море уморительных кадров и видеороликов с призывных пунктов :)
- Служить или хотя бы послужить в тайских вооружённых силах для очень многих является делом престижным, а для многих из социально низких слоёв - и неплохим социальным лифтом: служившие пользуются определённым приоритетом при поступлении на работу, а отставные офицеры формируют свои элитные касты.
- В тайской армии отсутствует понятие дедовщины, отношение офицеров к солдатам также больше похоже на отеческое или старшего брата. Но и отправить зольдатика, к примеру, прислуживать в доме генерала - вещь, разоблачаемая тайскими СМИ достаточно часто.
- Очень мало времени в тайской армии уделяется маршировке и прочей муштре. Отпуска и увольнения в выходные дни - совершенно нормальная вещь, а не награда.
- Все тайские военнослужащие в форме обязаны отдавать честь ВСЕМ, с кем общаются, в качестве приветствия и прощания. Только после этого можно пожать руку, сделать "Вай" и т.д.
- В случае направления на парад или какой-то другой передислокации, знамя воинской части не сворачивается, а прямо вместе с караулом грузится в специальный автомобиль на базе грузовика с высоким прозрачным плексигласовым кузовом-аквариумом, и так, с часовыми на посту, путешествует в том же развёрнутом виде. Зачехляется оно только при необходимости в боевых условиях или при сдаче в музей ввиду изношенности и замены новым.
- Существуют отдельные военная полиция, военно-морская полиция и военная полиция ВВС.
- Аэропорт Утапао принадлежит не ВВС Таиланда, а относится к военно-морской базе Саттахип ВМФ Таиланда и управляется военными моряками. Поэтому и начальник аэропорта - адмирал, а не, к примеру, генерал или эйр маршал.
Единственный тайский авианосец испанской постройки с несколько неприличным для русского уха названием "Чакри Наруебет" - самый маленький авианосец в мире. Зачем Таиланду авианосец, никто в принципе не в состоянии ответить все эти более 20 лет, которые он существует - ни политики, ни военные.