💵
Оплата только наличными
Привет, это Ярослав и сегодняшний традиционный лонгрид в рубрику #RestoConcept - про отказ принимать карты.
Наверняка вы часто сталкивались с ситуацией, когда в ресторане вам говорят что-то вроде: "У нас сегодня проблемы с терминалом/связью/банком, поэтому оплата только наличными". Чаще всего это случается по пятницам и на выходных.
📋 Юридическая информация
Кто бы мог подумать, но в этой ситуации нас всех
ВНИЗАПНА выручает национальная платежная система "Мир". Согласно
статье 16.1 закона о защите прав потребителей (ЗПП - не путать с ЗППП):
Продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов.
Из этой обязанности есть только 2 исключения:
1. Место продажи находится в точке, где нет интернета (Москва точно не прокатит);
2. В торговом объекте выручка за весь прошлый год составила менее 5 млн рублей (это менее 13700₽/день - даже у ноунейм-шаурмичных и кафешек всё обычно не так уж плохо).
Соответственно, если рестораны обязаны принимать карты Мир, то ничто не мешает им принимать и другие карты - VISA и MasterCard. А неработающий терминал карается Роспортебнадзором штрафом от 30К до 50К рублей с юридических лиц (то есть с самого ресторана) и от 15К до 30К с должностных лиц (а это уже лично хостес/менеджер, который вам отказывает).
💳 Так что же делать?
Если вам говорят, что принять к оплате карту ну никак не получится и предлагают прогуляться до банкомата за наличными, а вы рассчитывали платить именно картой (может, у вас кэшбек на рестораны 10%), план действий таков:
1. Убедитесь, что у вас всё же есть достаточное количество наличных для оплаты (может пригодиться в п.9).
2. Когда будете просить счёт у официанта, в явном виде выразите желание оплатить именно картой.
—Работающий терминал скорее всего принесут—
3. Если услышите отказ, попросите принести тот самый "неработающий" терминал, чтобы зафиксировать его неработоспособность.
4. Приготовьте мобильный телефон к съёмке видео.
—Работающий терминал скорее всего принесут—
5.1 Если терминал принесут и он правда не работает - запишите видео, на котором это будет явно видно. И переходите к п.8.
5.2 Если скажут, что принести его ну никак не могут и вы тоже не можете к нему пройти для оплаты, зовите менеджера и требуйте книгу жалоб.
—Работающий терминал скорее всего принесут—
6. Разговор с менеджером лучше с самого начала записать на видео, чтобы зафиксировать факт отказа в оплате картой.
7. Спокойно расскажите менеджеру, что его отказ нарушает статью 16.1 Закона о ЗПП, что карается
п.4 статьи 14.8 КоАП РФ. И что он лично очень рискует "попасть" на 15-30К, а ресторан - на 30-50К. И прямо спросите его на камеру: "То есть картой у вас я не могу расплатиться?"
—Работающий терминал скорее всего принесут—
8. Опишите ситуацию в Книге жалоб и предложений, обязательно оставьте свои настоящие контактные данные и сфотографируйте запись (все страницы).
9. Оплатите счёт наличными (не отказывайтесь его оплачивать - этим уже вы сами нарушите закон).
10. Дома спокойно зайдите на сайт Роспотребнадзора и
отправьте им обращение, где опишите произошедшую ситуацию и обязательно приложите записанное видео и фото вашей записи в книге жалоб. При этом желательно авторизоваться там через Госуслуги - в этом случае ваше обращение может служить основанием для проведения внеплановой проверки ресторана.
В следующий раз подобных проблем в этом ресторане у вас скорее всего не возникнет.
Знайте свои права. И расскажите о них друзьям.
Так разорим!