#разбор@revgames / Witcher 2
Редакция наконец-то добралась до продолжения культовой RPG (и третья не за горами). Казалось бы, что социалист может прокомментировать в средневеково-фентезийной игре? На самом деле многое.
Ведьмак книжный - существо глубоко аполитичное. Анджей Сапковский проработал Геральта как безразличного к политике профессионала. Ему все равно, спасать от чудовищ детей в Темерии или Нильфгаарде, а крупные политические и социальные события, такие как война или голод не вызывают у ведьмаков особенных эмоций.
Игра изменила этот подход. В отличие от книг, игровой Геральт сразу ввязывается в "политику", особенно это видно во второй части серии. Становится участником интриг и заговоров ведьмак не по своей воле - так сложились обстоятельства, а точнее любовная связь с Трисс Меригольд. Она участвует в "политике" активно, за что чуть не расплачивается собственной жизнью. Не буду пересказывать сюжет, давайте просто посмотрим на то, как вовлечение в "политику" влияет на героев и как сама политика изображается.
Всю игру меня (и, вероятно, других игроков) преследовало ощущение, что беды Ведьмака вызваны именно ей (речь не о Трисс). Ведь если бы он не был придворным, а занимался своей профессиональной деятельностью, то количество опасностей было бы меньше, а времени на восстановление памяти - больше.
⚠️Дальше спойлеры⚠️
Существующая "вилка" политических предпочтений сначала выглядит как классический "оба хуже", а ближе к середине игры меняется. В первой части хотя бы был "нейтралитет", а стороны конфликта вырезали друг друга и всех кто под руку попадется с тем же рвением. Одна из сторон конфликта все-таки идейная и верит в идеалы свободы ("Матиас Фостер выполнил 180% нормы." "За вашу и нашу свободу!"). Впрочем, этот островок долго не протянет, да и само его существование, как оказывается в конце игры, никакого долговременного влияния не оказало. По Северу прокатилась волна погромов, а раздробленность сыграла на руку "злой империи Нильфгаарда", которая, кстати, тоже прикрывается великими идеалами.
Симптоматична фраза завсегдатая человека из трактира Вергена - "Пусть воюют сами за свою свободу, а еще немного за нашу".
Погромы, разделы стран, протектораты, геноцид - это игра не о вымышленном мире, а об истории двадцатого века и Польши в частности. Ведьмак прямо поднимает политические темы, эта игра пропагандирует свои идеи, при этом оставаясь отличной RPG про фентезийную вселенную. Весь сюжет открыто говорит - не лезь в политику, остерегайся ее, она хуже войны. Занимайся своим делом, если не хочешь замарать руки. Проблема тут только в том, что такое высказывание само по себе - политика. Причем это высказывание в пользу современного статуса кво разлива эпохи позднего капитализма. Ни с какой другой точки зрения игра выступать в нашем контексте не может, потому что сегодня отказ от политики значит жить по правилам капитализма (мир книги и игры жутко капиталистический, даже биржи есть), по закону и не лезть в дела государственные. Любые идеи кроме этой (свободное государство равных vs единая империя с сильным порядком vs национальные государства) игра отметает, как построенные на крови, как вынужденных, временных союзников для Геральта и для игрока. Это не происходит "в лоб", это вытекает из игрового опыта.
⚠️Конец спойлеров⚠️
Что можно сказать под конец? Игра отличная, но стоит помнить, что внутри "серой морали", где нет правильных поступков почти всегда есть белые пятна - фрагменты идеологии, которая в действительности преподносится потребителю. Для неолиберального Геральта правильным поступком было бы не ввязываться в политику, вытащить из нее всех знакомых и остаться в уютном мирке ведьмачьего ремесла. Это скучно. Интересно другое - а что было бы правильным поступком для Геральта-социалиста?