Дистанционное обучение внедряют под предлогом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти
Юрист, правозащитник, экс-кандидат в депутаты Мосгордумы Клим Лихачев предлагает свой взгляд на ситуацию с постепенным внедрением в российское образование дистанционного обучения.
В 2020 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации сенаторами от партии власти был внесен проект федерального закона № 957354-7 с неприметным на первый взгляд названием "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
В положительном и очень кратком официальном отзыве Правительства Российской Федерации прямо указана причина поддержки законопроекта:
"Указанные изменения направлены на законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Министерства просвещения и Министерства науки в части установления порядка применения электронмного обучения…".
Другими словами – необходимо решить простой "рабочий" вопрос: разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти, и ни слова о полномасштабном внедрении дистанционного обучения в жизнь учеников. Еще в 2017 году Министерство образования и науки Российской Федерации заявляло, что дистанционное обучение является лишь технологией (инструментом) обучения и не может собой заменить очную форму обучения.
Вместе с тем, в самой пояснительной записке к законопроекту раскрываются действительные цели этой инициативы. Внесение изменений в статью 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с наделением Минпросвещения России полномочием по утверждению Порядка применения электронного обучения…повлечет корректировку подзаконных нормативных правовых актов в части регламентации роли и обязанностей педагогических работников, определения перечня преподаваемых в таком формате предметов, выполнения домашних заданий, продолжительности урока и тд. А это и есть абсолютно осязаемое, максимальное внедрение дистанционной технологии в очное образование, от которого в случае успеха кампании останется только одно название. Поэтому предвосхищая возможные судебные споры, связанные с отменой добровольно-принудительного перехода каждого образовательного учреждения на дистанционное обучение, родительские комитеты будут проигрывать любые разбирательства. Суды в своих решениях будут указывать на то, что очная форма обучения осталась, а потому права и законные интересы обучающихся не нарушены.
Конечно, пока такие нормативные подзаконные акты еще не представлены родителям школьников, так как не принят сам федеральный закон. И каждый директор школы может призывать родителей к спокойствию, а чиновники – заявлять о том, что права ученика на доступное качественное образование не нарушено.
Как сообщают в родительских Telegram-чатах, для каждого директора московской школы это политический вопрос, "некорректное" решение которого может привести к потере его хлебной должности. Уже сейчас на пороге многие родители столкнулись с некоторым сопротивлением, уговорами со стороны классных руководителей, где-то прошли встречи с директорами школ. Их основная задача – убедить родителей отозвать поданные ими индивидуальные и коллективные заявления об отказе от дистанционного обучения, регистрации электронных дневников, сбора персональных данных, так необходимых чиновникам для перехода на дистанционное обучение.