Массовому дистанционному обучению необходимо присвоить статус крайней меры в чрезвычайных условиях
Провёл видеоконференцию с экспертами по вопросу дистанционного образования школьников. «Справедливая Россия» категорически против дистанционного образования, но мы видим, что, к сожалению, используя реальный повод – пандемию, его сторонники хотят принести очередную жертву и сделать удалёнку нормой.
На рассмотрении в Госдуме находятся поправки в закон об образовании, они касаются очень сложной темы дистанционного образования. Документ вроде бы рамочный, наделяет Министерство просвещения и Министерство науки полномочиями для разработки различных методик внедрения дистанционного образования, но на самом деле тема не простая. К сожалению, пандемию пытаются использовать, чтобы удалёнку сделать нормой.
Считаю, что массовый перевод на дистанционное обучение должен применяться только как крайняя мера в условиях чрезвычайной угрозы. Все параметры удалённого обучения должны быть жёстко регламентированы. Именно поэтому «СР» не поддерживает рамочный закон о дистанте. Нужен подробный документ, который должен обсуждаться публично, а не приниматься в узком кругу чиновников.
Член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, член Совета многодетных семей Санкт-Петербурга Оксана Падалко рассказала, что экспертное сообщество выражает опасения по поводу внедрения дистанционного образования. Эксперты, по её словам, обеспокоены тем, что введение цифрового обучения проходит под предлогом распространения вируса, при этом все проекты для его внедрения, в частности, форсайт-проект «Образование-2030», были разработаны задолго до пандемии.
Член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр также считает, что ситуация с распространением коронавируса – это только прикрытие для внедрения тех программ, которые уже были заложены в представленном ещё в 2010 году концепции «Образование-2030».
Новый облик образования, по её мнению, предполагает внедрение единой платформы, включающей знания, тесты с обратной связью, тренажеры, которые станут цифровым пространством, в котором ученики будут продвигаться по образовательным траекториям. Таким образом, введение технологий искусственного интеллекта, по её мнению, может полностью заменить традиционные учебники. Анна Швабауэр рассказала, что согласно программе реформы образования, к 2024 году планируется во всех субъектах Федерации внедрить цифровую образовательную среду. Новая система не предполагает «живого» учителя, его заменит машинный интеллект, из-за этого у ребёнка не будет формироваться полноценный аппарат мышления. Следование этой программе приведет к встраиванию России в глобальный тренд.
Среди рисков от внедрения ЦОС Анна Швабауэр назвала уничтожение образования как такового, подмену его суррогатом, губительное влияние на здоровье, психику детей и их социализацию, сбор данных, с помощью которых каждый шаг ребенка будет контролироваться неизвестно кем.