Математическая культура формируется традиционной школьной программой, и это не какая-то «устаревшая рутина», а выверенная последовательность небольших открытый, которые школьник должен совершить при поддержке наставника-учителя.
После усвоения устного счёта в пределах десятка, ребёнку становятся интересными арифметические операции с двузначными и трёхзначными числами. Алгоритмы сложения и умножения столбиком, деления уголком дают ответ на этот вопрос. Понимание их — это открытие (для ребёнка). Таблица умножения — неотъемлемая часть этих алгоритмов, усвоение которых формирует логическую культуру, необходимую (в частности) будущему программисту.
Уравнения и неравенства в школе решают не для того, чтобы получить ответ, а для формирования логического мышления, приводящего к этому ответу. Вся прежняя школьная геометрия с её формальной логической строгостью (абсолютно невостребованной в реальной жизни) была подчинена этой цели. На выпускном экзамене в восьмом классе в обязательном порядке требовалось доказывать теоремы и обосновывать решение геометрических задач. Не у всех это получалось в полной мере, но тем самым государство задавало мотивацию к развитию.
Сегодня прежняя стройность школьного математического курса нарушена. Геометрию, к примеру, подменили задачами «на вероятность», которые лишь вносят смуту в головы вдумчивых учеников, поскольку эти вопросы не могут быть в должной мере обоснованы в школьной математике.
Но в целом прежняя структура математического образования ещё жива, однако она уже во многих случаях не работает.
Причина в том, что школу лишили главного:
ОТ УЧЕНИКА НЕ ТРЕБУЮТ ПОНИМАНИЯ.
Его теперь «нельзя требовать» по ФГОС. Школьнику «должно быть интересно». А если интереса нет, то и суда нет.
В школу пришла увлекательная свобода не учить и не учиться.
И здесь — замкнутый круг. Ибо
НЕ ИНТЕРЕСНО, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПОНЯТНО.
Настоящие учителя отлично знают, как дети радуются своим небольшим открытиям на уроках математики. А лучше всех это видят репетиторы, которые имеют возможность смотреть в глаза каждому ученику. И в этих глазах светится радость от того, что стало понятно как складывать дроби, решать квадратное уравнение и т.д.. Радость от преодоления тех самых барьеров, которые в школе казались неодолимыми. Потому что там не объясняли и не учили.
Ведь эти самые квадратные уравнения решают «в тысячу первый раз» лишь потому, что не сформирована элементарная культура действий по алгоритму, а при этом такие уравнения есть в ОГЭ и ЕГЭ. Вот и нашла коса на камень.
Задачи на смекалку давно в работе у каждого понимающего педагога. Сильные ученики быстро усваивают общую программу, и их нагружают дополнительно олимпиадными задачами. Но при этом учителя честно говорят, что сами они в этом деле — не помощники. И ничей авторитет от таких признаний не страдает.
Надо заметить, что у Семёнова есть все возможности претворить свои идеи в жизнь хоть завтра. Он возглавляет «учёный совет» по математике в ФИПИ, где составляют задания ОГЭ и ЕГЭ. Эти экзамены сегодня — самый эффективный инструмент воздействия на школьное образование. Вот программа из трёх шагов:
1) заменить стандартные задания ОГЭ и ЕГЭ «задачами на смекалку»;
2) разрешить пользоваться калькулятором;
3) открыть на экзаменах доступ в Гугл.
И все дела: репетиторы и школа вмиг перестроятся.
Однако Семёнов этого не сделает никогда. Потому что за подобное даже в наше время раздерут в клочья. И рвать будут все, кто имеет отношение к школе или к ЕГЭ.
О вот болтать безответственно, прикрывая этой болтовнёй целенаправленное разрушение образовательных традиций — совсем другое дело.
https://t.me/zvobrazovanie/548