Идеологическая диверсия
В основе цифровой платформы, внедряемой Грефом, лежит форсайт-проект «Образование 2030». На сайте Федерального института оценки качества образования он описывается так: «Выпускникам 2030 года предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые еще не изобретены, решать проблемы, которые невозможно предугадать». В общем, сквозит явное непонимание, чему и как предполагается учить. Встает вопрос: зачем учиться, если мы не знаем, что пригодится в будущем, а что нет?
В данном случае как раз и нужно сохранение классической основы, но именно от нее и предлагают отказаться. Михалков называет это диверсией и предательством.
Проект «Образование 2030» разработан для нас Организацией экономического сотрудничества и развития. Туда входят 37 государств, в том числе все страны НАТО, а мы не входим. Британский еженедельник The Economist объяснил нежелательность приема России в ОЭСР «антизападной направленностью политики Кремля». То есть Греф реализует на территории страны ни много ни мало планы нашего идеологического противника.
Однако разрушить научную школу - задача промежуточная. Капитализм - это погоня за прибылью. На наших глазах сейчас формируют впечатление о крайней неэффективности российского государственного образования. Нечто подобное уже проделали с российской экономикой перед ее приватизацией.
- Большинство сильнейших технологических вузов мира - частные. В России сегодня нет ни одного сильного частного технологического вуза, а государственные вузы вместо того, чтобы инвестировать в рисковые проекты, пишут отчеты для Минобрнауки, - плавно подводит к вопросу о передаче вузов в частные руки еще один демиург цифровизации, координатор «Национальной технологической инициативы» Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарем президента. - М. С.).
Песков уверен, что внутри бюджетного процесса невозможно создать достойную онлайн-программу. Для успешной реализации проекта нужны частные инвесторы вроде уже успешных на данном поприще CISCO, Intel, Фонда новых технологий в образовании Билла и Мелинды Гейтс.
- В финансировании наших вузов все активнее участвуют частные и корпоративные фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации. То есть создается некая транснациональная образовательная бизнес-структура, которая превращается в канал по перекачке русских мозгов и технологий на Запад, - подтверждает тенденцию Ольга Четверикова. - В некоторых университетах ректора уже выбирает международный совет.
К чему это в конечном итоге приведет? По мнению Дмитрия Пескова, образование будущего разделится на два вида: компьютерное, оно будет дешевым, и «человеческое», оно будет дорогим, потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут дорожать.
То есть Греф и компания тратят колоссальные деньги на рекламу и продвижение цифрового удаленного образования. А в узком кругу говорят, что оно для лохов и что элиту должны учить живые профессора, а не искусственный интеллект. О бесплатном высшем образовании речь вообще не ведется.
Дмитрий Песков любит повторять о мечте увидеть, как «Google ломает шпиль МГУ». Знает ли он, что Михаил Израилевич и Евгения Валентиновна, родители основателя поисковой системы Google Сергея Брина, - выпускники механико-математического факультета Московского государственного университета? Они учили сына по классической системе, и именно эта методика дала ему знания придумать Google. А учись Брин по онлайн-программе Грефа, торговал бы сейчас хот-догами.