Про технологии и чудеса: в San Pietro in Vincoli все реставрировали и реставрировали гробницу папы Юлия Второго работы Микеланджело, но в этот раз реставраторы попались особенно внимательные - они вдруг (!) обратили внимание на разную степень полировки у разных частей статуи Моисея. "Уууу!" - сказали реставраторы- "это, видимо, неспроста!".
( мы понимаем что это звучит, как анекдот, но потерпите ещё пару строк)
Самый сообразительный из реставраторов вдруг задрал голову наверх и увидел там окно, которое было замуровано в 1865 году, когда рядом с церковью строили факультет архитектуры.
"А вдруг Микеланджело шлифовал разные части своих скульптур в зависимости от освещения - и в зависимости от этого конкретного окна?" - подумал реставратор. Ну, потому что странно проделывать всю эту работу, если результат стоит в совершенно тёмном углу трансепта, не правда ли?
В результате к Моисею пригласили мастера по свету, который не только симулировал свет из того самого окна, но ещё сделал разбивку на время суток и оказалось, что и Моисей и сама гробница папы Юлия совершенно иначе выглядит на рассвете, в полдень, на закате и в сумерках.
И буквально на днях вся эта красота стала открыта для широкой публики и на Моисея можно посмотреть совершенно иными глазами (а заодно поразмышлять о том, сколько всего остального задуманного мы не видим больше, потому что или потеряли или не догадались восстановить).