По приговору по делу "Сети" имеем сообщить следующее. В формах и методах работы политического сыска со времен заговора графа Палена, жертвой которого пал Император Павел, никаких существенных изменений не произошло. Впрочем, и ранее все политические дела расследовались по схожим технологиям. Основой политических дел во все времена является донос и провокация. Едва ли не в каждом кружке заговорщиков имелись агенты, а многие такие кружки и создавались агентами с различными целями. Судьбы кружковцев, которые агентами не являлись, как правило были незавидными. Их или казнили, или отправляли на каторгу, или иначе поражали в правах. Изредка, как в случае графа Палена, заговорщиков сначала использовали для решения политических задач, а утилизировали позже.
Преамбула эта должна подвести читателя к мысли о крайней опасности для обывателя всех этих политических собраний. Участие в революционных кружках, тайных обществах и прочих деструктивных организациях остается секретом для близких политактивистов, тогда как органы политического сыска о подобных увлечениях граждан оказываются весьма неплохо осведомлены.
Нестыковки в уголовных делах по политическим составам всегда свидетельствуют о низкой квалификации оперативников и следователей, а вот о невиновности обвиняемых напротив, далеко не всегда. Нередко оказывается, что преступление не было окончено по независящим от обвиняемых обстоятельствам, а в общественном мнении уже создается волна негодования: безвинных осудили к длительным срокам.
Впрочем, практика последних лет говорит о том, что именно провокация становится основным инструментом политического сыска. Малограмотные опера путают этот метод с оперативным экспериментом, что, конечно, недопустимо. Впрочем, провокация это вовсе не российское изобретение. Именно в результате провокации к длительному сроку заключения в США приговорен россиянин Виктор Бут, имевший неосторожность общаться с малознакомыми людьми на острые темы.
Кстати, базы данных для последующих агентурных мероприятий помогают создавать в числе прочего и массовые протестные акции в поддержку политзаключенных.