Небольшое дополнение вчерашней статьи про
темные паттерны:
Nagging — перенаправление ожидаемой функциональности, когда интерфейс предполагает совершить дополнительное действие. Например, вы удаляете приложение, но ехидное окно уведомлений спрашивает «Точно хотите? Мы же удалим все остальные данные». Вы нажимаете «да», а он еще раз уточняет «Точно-точно?». А эти знаменитые обновления Mac OS без кнопки «Нет», а только с Try later. Мммм….
Obstruction — создание препятствий: тут сразу несколько подвидов. 1) «Мотель»: легко войти и сложно выйти. Например, невозможно отписаться от услуги 2) не дать сравнить цены товаров. 3) виртуальная валюта, когда цель заключается в покупке юзером не реального товара/услуги, а валюты, которая уже будет тратиться на товары и услуги. Это отвлекает от реальной стоимости товара.
Sneaking — это умышленное скрытие информации или наоборот ее разглашение. При помощи этой группы темных паттернов продакт или дизайнер может обойти возражения пользователя. Это всем знакомое старое доброе списывание денег с карты без уведомления, цена без налогов в интерфейсе. Более редкие виды, типа «змея в корзине» — автоматическое добавление платного товара в дополнение к заказу или «Bait and Switch», когда юзер совершает действие, которое приводит к дополнительному результату(например, изменить кнопку закрытия окна на противоположное действие)
Interface interference — ну тут не стареющая классика юзабилити, обман при помощи визуальных средств. Использование эмоций, милых или пугающих картин прямиком из нашей эволюционной природы, но есть и более редкие, например, использование ложных иерархий — предлагая из разных товаров и услуг псевдоиерархию выбора или заранее включенные флажки при инсталле (ах, этот милый браузер Амиго :).
Forced Action — принудительные действия для продолжения нормальной работы. Социальные игры с их приглашениями, всплывающие окна с дополнительной информацией и то, что все почему-то любят, типа геймификации.
Позаимствовано у
@gulagdigital