Умер Георгий Данелия – последний великий комедиограф советского кино. Впрочем, комедиографом его называть язык не поворачивается. Он создал целый мир советского и постсоветского человека, мир беспощадного, иногда абсурдного реализма, трогательной снисходительности и провидческих иносказаний.
Режиссеры входят в историю, сняв даже один знаковый фильм, вместивший в себя дух времени. Данелия – автор целой россыпи таких фильмов. «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали» – шедевры, по которым можно изучать эпоху, какой она была на самом деле. «Кин-дза-дза» - гениальное пророчество, предвосхитившее многое из того, что наступило после исчезновения большой страны.
Добавить и «Путь к причалу», и замечательный «Не горюй», и «Джентльмены удачи» (автор сценария), «Афоня» и уморительно-пронзительный «Паспорт» - слепок уже нового времени…
Георгий Данелия – квинтэссенция первоклассной культуры, которую породила огромная страна с трагической и эпической историей. Пример того, как можно быть подлинным космополитом, обращенным ко всем, оставаясь носителем национальной традиции(в данном случае грузинской) и никогда не отрываясь от корней.
Такой культуры - целостной и объемной, стереоскопичной, ироничной, печальной и жизнеутверждающей - не будет больше никогда. Ей просто неоткуда больше взяться на фоне всеобщего торжества местечкового пижонства. Поэтому, когда уходят ее еще остающиеся представители, - невыносимо горько. А Георгий Данелия - просто гений. Неповторимый и неподражаемый.
Визитной карточкой Данелии во всех фильмах после картины «Тридцать три» была русская народная песня «На речке, на речке, на том бережочке...» Светлая память!
https://m.youtube.com/watch?v=8VEMwwJhSh4