Мы тут очень не любим конспирологию. И в неё почти не верим. И считаем, что миром правят, как верно показали великие братья Коэн, слабоумие и паранойя. Но это не исключает того, что кое-где профессионалы ещё сохранились и кое-что у них иногда получается.
Австрийский скандал можно смело помещать в учебник современных политических практик. Совершенно точный и безошибочный удар, явно хорошо подготовленный - не по Австрии, по тренду. Цель - его переломить.
Штрахе и ему подобные - слабое звено. Провинциальные и весьма недалёкие, попросту неумные политики, реально - отражение довольно специфических масс, при этом с родовыми травмами омерзительных традиций австрийских крайне правых. Лишённые некоторого модернового лоска итальянских, французских или голландских единомышленников. На деле - вполне диетические буржуа, но бравирующие образом, который им приписывают. И пользующиеся поддержкой, даже слегка растущей, из-за идейного банкротства истеблишмента.
Самонадеянно-простоватый Штрахе с головой нырнул в любовно расставленную ловушку. Подставился сам и подставил старшего (по рангу, не по возрасту) партнёра - Курца. А вот это и было целью всей операции. Сразу - лавина комментариев и от журналистов, и от официоза: с популистами дела иметь нельзя, ни за что, никогда, их разрушительно подпускать к власти, потому что они сами все и изгадят. И себе, и своим благодетелям.
Все - за несколько дней до выборов в Европарламент, которым придаётся огромное значение, отчасти даже искусственно. Европейский истеблишмент трактует их как Сталинград, решающую битву за то, выживет ли Европа под натиском популистов. На деле особой угрозы даже в случае относительного успеха евроскептиков нет, но сама верхушка пытается играть в мобилизацию, использует повод. И казус Штрахе - идеальный аргумент: ну вы только на них посмотрите, они все такие. Основная мишень - наиболее яркий и успешный из так называемых популистов Маттео Сальвини. Его всерьёз воспринимают как угрожающую альтернативу. Заодно и всем другим чёрная метка.
Но опять-таки: главное - не конкретные партии и политиков устранить, а развернуть тенденцию, когда эти силы стали срастаться с правящим слоем, постепенно входя в него и его же тем самым меняя. Вместе с господствующей идеологической рамкой.
Удастся ли развернуть тенденцию? Популисты и в самом деле, как правило, главные враги сами себе, ухитряются все испортить и без посторонней помощи. Но ветер очень в их паруса. По объективным причинам. Выборы в Европарламент и досрочные выборы в самой Австрии покажут, насколько удалось дискредитировать и Партию свободы, и других. Опыт Трампа скорее говорит о том, что его сторонникам плевать на любой компромат...
Ну а для нас, коль скоро и есть урок, то один. Даже если они России искренне симпатизируют, а мы можем из собственного опыта подтвердить, что никто не любит Путина так искренне и горячо, как функционеры Партии свободы, опираться на этот человеческий материал опасно. При всём уважении...