Из-за закрытых границ и карантинов пострадало 98% маршрутов. На приколе сейчас 16 тысяч самолетов – почти 70% мирового флота, и их число будет расти. Уже сейчас нелегко найти место для стоянки – самолеты плотными рядами стоят на перронах, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах и даже на военных базах. Авиакомпаниям остается только надеяться на государственную помощь и думать, как приспособиться к реалиям посткоронавирусного рынка
https://bit.ly/3cHT2cAАвиационный транспорт и связанные с ним бизнесы дают 65,5 млн рабочих мест, из них почти 40% – в зоне риска. То есть после карантина 25 млн человек могут остаться без работы. Так плохо не было даже после террористических атак 11 сентября 2001 года, когда американский рынок смог выйти на докризисный уровень по пассажиропотоку лишь через три года.
За второй квартал 2020 года авиакомпании могут «сжечь» $61 млрд, из которых $35 млрд уйдет на компенсацию возвращаемых билетов. Впрочем, многие авиакомпании предлагают ваучеры или перенос даты полета – расставаться с кэшем никто не хочет…Порядка 75% авиакомпаний имеют резерв меньше чем на три месяца, а восстановление рынка задержится из-за начавшейся в мировой экономике рецессии…
Внутренний рынок тоже мельчает. «Аэрофлот» дважды за апрель сократил число рейсов по России. Самое популярное направление – Санкт-Петербург – потеряло две трети рейсов: со 140 до 40 в неделю. Примерно такими же темпами идет сокращение рейсов по трем другим наиболее востребованным маршрутам .. На днях Владимир Путин направил на поддержку авиации 23 млрд рублей – «средства пойдут на лизинг авиационной техники, на пополнение оборотных средств, на выплату заработных плат, оплату стоянки воздушных судов».
Из $2 трлн, выделенных властями США на поддержку экономики, на авиаотрасль отведено $58 млрд. В США нет государственных перевозчиков (по крайней мере, сейчас), отсюда более жесткие условия. Минфин включил в Программу поддержки заработной платы пока десять авиакомпаний: 70% суммы они получат грантами (возвращать не надо), а 30% – необеспеченными кредитами с низкой ставкой…У группы Lufthansa заземлено 95% флота, а ежедневный пассажиропоток упал с 350 тысяч человек до 3000. Более 60% персонала группы (87 тысяч сотрудников) переведены на государственные субсидии. Lufthansa рассчитывает на миллиарды евро помощи от правительства Германии, а оно, в свою очередь, – на долю в перевозчике…Ситуативное огосударствление – серьезная опасность для высококонкурентного рынка авиаперевозок в Европе и Америке. Но такова цена спасения.
чем можно заработать в пандемию? На пандемии. Пока кривая пассажиропотока неуклонно стремится вниз, грузопоток рвется вверх. Авиакомпаниям необходимо как можно оперативнее переориентироваться на грузы. Самые быстрые уже в новом бизнесе – перевозят маски и прочее медицинское оборудование прямо на креслах пассажирских самолетов.
Про авиацию сейчас
https://carnegie.ru/commentary/81585