Электромобили приближают экологическую катастрофу?
Все говорят, что электродвигатели экологичнее, чем двигатели внутреннего сгорания. Это так - они не производят выбросов CO2, не загрязняют воздух, не расходуют топливо и не так сильно шумят. Но есть одно НО, и похоже, оно большое.
Дело в том, что уже сейчас мы понимаем - утилизация батарей от электротранспорта станет для нас настоящей проблемой. Вместе с популярностью электротранспорта растет и рынок. Появляются новые производители, которые выпускают новые и новые модели. И каждая новая модель - это почти всегда новая конфигурация батареи внутри. Для переработчика это значит, что и обрабатывать эти батареи придется в ручном режиме. К каждой новой конфигурации придется искать подход: как разобрать, как удалить электролит, как отделить металлы.
Почему это проблема?
Во-первых, в состав аккумуляторов входят тяжелые металлы и кислота. Тяжелые металлы отравляют почву, а серная кислота в воде выделяет яд, который влияет на нервную систему живых существу (людей, в том числе). Это значит, нельзя допустить массового попадания аккумуляторов на полигоны.
Во-вторых, аккумуляторы делают из довольно ценных невозобновляемых ресурсов, которые к тому же не так просто добывать. Это значит, нам надо научиться извлекать из отработанных батарей как можно больше ценных материалов, чтобы использовать их повторно.
Давайте прикинем масштаб проблемы.
Уже сейчас на рынок выпускают по миллиону электромобилей в год. При среднем весе аккумулятора в 250 кг, через 10 лет получаем
2,5 миллиона тонн аккумуляторов, с которыми нам придется что-то делать. Это еще очень скромный подсчет, потому что, скорее всего популярность электротранспорта будет расти. А значит, будут расти и его продажи.
Что делать?
Если Илон Маск читает эту статью, предлагаю ему подумать над развитием робототехники, которая будет способна разбирать нестандартные по конфигурации электробатареи. Потому что вручную мы с таким объемом точно не справимся. Вообще сейчас развивается концепт “дизайна для утилизации”. Это значит, что идея перерабатываемости должна учитываться как необходимая составляющая будущего продукта.
Второй вариант - разработать универсальный аккумулятор, который будут использовать все производители. Но учитывая, как у нас обстоят дела с розетками и зарядками от телефонов - этот вариант где-то на грани фантастики.
Конечно, только этого для гарантированной утилизации батарей будет недостаточно. Должна появиться и законодательная база, и развиться инфраструктура перерабатывающих предприятий. В общем, впереди целое море работы.