Давным давно, в незапамятные времена, Шотландия была центром тяжелого машиностроения и кораблестроения. Здесь изобрели паровой двигатель Уатта, здесь же построили и пустили по реке Клайд первый в мире пароход с этим двигателем. К середине XIX в. Глазго был, крупнейшим машиностроительным кластером мира: здесь строили половину всего тоннажа судов Британской империи и каждый четвертый в мире локомотив.
С тех пор эта промышленность благополучно сдохла. Первый удар по благополучию Клайда нанес подъем Германии в конце XIX в., ну а контрольным выстрелом в голову стало экономическое чудо в Восточной Азии: сначала Япония, а потом Корея отхапали у Глазго прежние рынки. Незадолго до референдума о независимости Шотландии в 2014, правящие тори обещали разместить новые заказы для Royal Navy на верфях Глазго, если Шотландия останется в составе Соединенного Королевства, но, разумеется, соврали - заказы отдали корейцам.
В последние десятилетия власти предпринимали несколько попыток реиндустриализации. Некоторые из них - типа запуска производства микрочипов (Silicon Glen) оказались в общем и целом провальны. Другие - в первую очередь создание нескольких кластеров точного машиностроения - были более успешны. Но тут есть два “но”.
Если в XVIII-XIX в. шотландская промышленность концентрировалась на западе страны, вокруг Глазго, то нынешние высокоточные предприятия создаются на востоке - в районе Эдинбурга, Стирлинга и т.д. Старый же промышленный запад находится в перманентной депрессии. Обыкновенная трагедия ржавого пояса: старые центры тяжелой индустрии как правило не успевают угнаться за сменой технологических укладов и как следствие впадают в ничтожество, какой регион мира ни возьми: что Глазго, что Валлонию, что приморские провинции Канады, что Дунбэй.
Кроме того, на новых предприятиях precision manufacturing работает очень мало шотландцев. Большинство инженеров и техников - пакистанцы или индусы. Это любопытно в связи с тем, что отечественные идиоты любят рассуждать о недостатке у нас в стране технарей. Слишком много развелось гуманитариев, нужно больше инженеров. Окститесь, господа, ни для России, ни для Пакистана, ни для Индии наличие технарей не является ограничивающим фактором для индустриализации. Постсовок и Индостан производит отличных технарей в циклопических масштабах: в Силиконовой Долине от них не протолкнуться. Но по каким-то неизвестным причинам, работать и создавать высокотехнологичные предприятия эти технари предпочитают в странах Запада.
Вроде бы те же пакистанцы могли бы основать фабрику медицинского оборудования не в Стирлинге, а в Лахоре, где жизнь на порядок дешевле, а технарей море. Но нет, уезжают в Шотландию. Из этого можно сделать вывод, что если система технического образования у вас есть, а высокотехнологичной индустрии нема, то ограничивающим фактором для развития является не наличие технарей, а хреновые, ну или попросту варварские институты у вас в стране. Вам надо не столько о математической подготовке думать - она у вас и так хорошая - сколько вплотную заняться повышением качества институтов. А для этого надо повысить качество подготовки кадров, которые эти институты и составляют.
Скажем, варварское состояние правовой системы в России в значительной степени вызвано тупо недостатком качественных юристов. Приходилось сталкиваться со студентами мгушного юрфака на профильных мероприятиях - это не юристы, а ходячая катастрофа. Оно и понятно. Квалифицированный юрист еще до того как приступить к профессиональному образованию должен обладать минимальным набором навыков, в частности умением прочесть текст и понять, что там написано, а не что почудилось его левой пятке. Этого у нас не умеет практически никто.
Из этого следует практическая рекомендация: если завтра вы хотите видеть у себя в стране реиндустриализацию, то уже сегодня вам нужно заняться подготовкой людей, умеющих читать и интерпретировать тексты. В противном случае ваши 100500 технарей, как отучатся, уедут в Цюрих или Сан Франциско. Ну или пойдут продавцами-консультантами в Техносилу.