По случаю 25-летия ельцинской конституции стоит проговорить следующее: да, соблазн сказать, что это просто ничего не значащая бумажка, весьма велик. Не столь велик, как в случае сталинской конституции, но велик. Но не все так просто.
Во-первых, представьте себе, что было бы, если б её на самом деле, а не в фантазиях совпатриотов, списали бы с американской. Тогда 1) президенту пришлось бы всерьёз считаться с парламентом (к слову, не для того в октябре того же 93-го танки по старому парламенту палили, чтобы потом с новым считаться) и 2) первая поправка сделала бы невозможной 282 и схожие с ней статьи УК, а вторая поправка означала бы худо-бедно вооружённый народ. К слову, 13 статья действующей конституции и по сей день является серьёзным препятствием к полноценной ресоветизации РФ, а 51 статья служит серьёзным тормозом политических репрессий.
А во-вторых, вспомним ситуацию с конституцией СССР. Да, она не один десяток лет была фиговым листком в ещё большей степени, чем конституция РФ. Но в момент, когда жить по-старому стало уже невозможно, именно она заложила сценарий 1989-91 годов, начиная от всамделишней передачи власти Советам и заканчивая реализацией права республик на выход из союза. И это - не единственный пример подобного рода. ВФР началась с того, что все вдруг вспомнили, что во Франции есть Генеральные Штаты. Реставрация Мэйдзи началась с того, что Япония вспомнила о том, что ей вообще говоря правит император. Вот и алгоритмы постпутинского транзита власти стоит поискать в основном законе, принятом четверть века назад.