Size: a a a

Расследования авиакатастроф

2021 April 29
Расследования авиакатастроф
Хорошо владеть английским языком в авиации крайне важно. Это не реклама скайенга или прочих языковых школ. Это история о недопонимании в небе и последовавшей за ним трагедии.

Ещё один пост неизвестного автора с канала @catastr
источник
2021 May 05
Расследования авиакатастроф
На канале FlightMode публикуют только актуальные новости об авиаперелетах и особенностях пассажирских рейсов. Узнай первым и расскажи друзьям о том:

- какие места в самолете самые опасные;
- король какой страны управляет пассажирскими авиалайнерами;
- сколько пьют «для храбрости» пилоты перед рейсом и многое другое.

Хочешь узнать, какой авиакомпании стоит отдавать предпочтение, а с какой лучше совсем не связываться? Заходи и читай канал @aviationmode – «приземленные» новости прямиком из воздушного царства.
источник
Расследования авиакатастроф
​​Всё перепутал

30 июня 1990 года Ил-62М авиакомпании Аэрофлот вылетел из Москвы и направился в Якутск. На борту находилось 99 пассажиров и 10 членов экипажа.

Приземлялись ночью. Когда самолёт коснулся ВПП, командир дал команду включить реверс. Однако, бортинженер всё перепутал перевёл два из четырёх двигателей во взлётный режим. При этом автоматика заблокировала спойлеры под углом 15°. В итоге самолёт вместо торможения начал разгоняться. Увеличение тяги двигателей в кабине поначалу никто не замечал. Увидев, что скорость не падает, а наоборот растёт, пилоты применили аварийное торможение и заблокировали колёса шасси, что являлось нарушением РЛЭ. Затем бортинженер уменьшил тягу двигателей, работающих во взлётном режиме, после чего вовсе отключил все двигатели.

Самолёт к этому моменту достиг скорости около 270 км/ч и находился в 655 метрах от конца полосы. На заблокированных колёсах начали лопаться шины. Из-за этого, а также благодаря неработающим двигателям, скорость упала до 200 км/ч. Но ВПП уже закончилась и лайнер выкатился на грунт. Затем он проехал концевую полосу безопасности, врезался в препятствия и разрушился. Пожара не возникло. В результате происшествия у самолёта были сломаны все три стойки шасси, а фюзеляж разломился в трёх местах. Тем не менее никто не погиб. Два человека получили серьёзные телесные повреждения, ещё четверо – незначительные.

Комиссия по расследованию установила, что в аварии виноват экипаж. Так, бортинженер, из-за недостаточных профессиональных навыков, допустил ошибку при управлении двигателями и спойлерами в процессе посадки. Это привело к непреднамеренному и неожиданному включению прямой взлётной тяги 1 и 4 двигателей вместо обратной. 

В свою очередь, экипаж в целом был неорганизованным и не смог устранить последствия ошибки своего коллеги. Причиной этому стали:
– большая речевая нагрузка на экипаж при выполнении посадки, регламентированная соответствующей инструкцией;
– невыполнение руководством рекомендаций Министерства гражданской авиации по формированию экипажей с учетом психофизиологической и социально-психологической совместимости;
– невыполнение указания министерства об отработке действий экипажа в особых случаях полёта в аэродромных условиях.
источник
2021 May 07
Расследования авиакатастроф
У вас бывало, когда вы смотрите на человека и угадываете, что он скажет в следующую минуту? А может быть, слушая свою интуицию, вы избегали серьезных неприятностей? Наше сознание умеет больше, чем кажется! Узнайте о скрытых способностях своего сознания и научитесь управлять ими!

Подпишитесь и узнайте простые практики для прокачки сознания: https://t.me/omline
источник
Расследования авиакатастроф
​​Закон парных случаев

Слышали ли вы про закон парных случаев? Он гласит, что иногда редкие события или несчастные случаи, повторяются через короткое время. В авиации такое тоже случается. Вспомнить хотя бы боинги 777 Malaysia Airlines, один из которых исчез, а второй через четыре месяца потерпел крушение. В прошлом посте был выкат Ил-62 в Якутске за пределы ВПП, который произошёл в июле 1990 года. А чуть позже случилось следующее.

21 ноября 1990 года Ил-62 авиакомпании Аэрофлот выполнял рейс из Москвы в Якутск. На борту находилось 179 пассажиров и 10 членов экипажа. При подлёте пилоты получили информацию о снижении видимости в аэропорту Якутска до 400 метров из-за морозного тумана. Командир принял решение садиться на запасном аэродроме в Магане (12 км от Якутска). Особенностью данного аэродрома являлась его полоса. Она имела длину 3440 метров и была грунтовой. Однако, благодаря тому, что в зимнее время полоса укреплялась льдом и снегом, на неё могли садиться тяжёлые лайнеры.

Заход проходил без существенных отклонений. Однако торец ВПП самолёт пролётёл на высоте 22 метра, что было сильно выше установленной. После этого экипаж увеличил скорость снижения до 2 м/с. Режим двигателей был снижен до малого газа только перед касанием, поэтому самолёт коснулся задними шасси полосы только в 1647 метрах от входного торца. Затем он проехал 570 метров с поднятой передней стойкой шасси. Из-за большой ширины, заснеженной поверхности и восходящего уклона полосы, а также задранного носа самолёта, экипаж считал, что длины ВПП достаточно для пробега и остановки.

Только когда передняя стойка коснулась полосы, экипаж начал выпускать спойлеры. Они выпустились через сто метров, после чего пилоты наконец приступили к торможению. При этом реверс задействован не был. Вскоре стало понятно, что самолёт остановиться на полосе не успеет, поэтому в 47 метрах от конца полосы на скорости скорости 167 км/ч экипаж выключил двигатели, чтобы при разрушении избежать пожара. 

Лайнер выкатился за пределы ВПП и поехал по грунту прямо на курсовой радиомаяк. Для ухода от столкновения командир вывернул вправо. Затем самолёт столкнулся с насыпью автодороги и на расстоянии 538 метров от выходного торца полосы остановился на склоне оврага. В результате происшествия были разрушены все три стойки шасси, механизация крыла, частично само крыло и фюзеляж. Погибших не было. Штурман и 3 пассажира получили телесные повреждения средней тяжести, 2 бортпроводника и 6 пассажиров - незначительные.

Комиссия установила, что выкат стал следствием неподготовленности экипажа к посадке на заснеженную грунтовую ВПП и непринятия им своевременных мер по гашению скорости. Предварительная подготовка экипажа к полетам в осенне-зимний период была проведена в другом составе. Особенности выполнения полетов на аэродром Маган до экипажей не доводились. Экипаж был, фактически, вновь сформированным. 5 ноября 1990 года произошла замена второго пилота, а накануне вылета в экипаж введены новые штурман, бортинженер и бортрадист. Никто из членов экипажа (кроме бортрадиста, выполнившего один полет несколько лет назад) ранее посадок в аэропорту Маган не производил.
источник
2021 May 13
Расследования авиакатастроф
​​Туманная полоса

8 октября 2001 года в Миланском аэропорту Линате стоял густой туман. Видимость иногда падала до 50 метров. Новенький бизнес-джет Cessna 525A CitationJet CJ2 (к моменту происшествия налетал всего лишь 28 часов) готовился к вылету в Париж. На борту находилось 2 пилота и 2 пассажира.

Экипаж получил указание двигаться к взлётной полосе по северной рулёжной дорожке №R5. Однако, пилоты в густом тумане не разглядели плохо читаемые из-за стёртой краски обозначения и по ошибке направили самолёт по дорожке №R6. Она вела прямо в среднюю часть ВПП. Наземный радар в аэропорту отсутствовал, а система сигнализации о выезде на взлётную полосу была отключена. Поэтому, при недостаточной видимости диспетчеры не могли знать куда фактически направился самолёт.

В это время в начале ВПП готовился к вылету в Копенгаген McDonnell Douglas MD-87 авиакомпании Scandinavian Airlines System. На его борту находилось 110 человек: 6 членов экипажа и 104 пассажира. Вскоре экипаж получил разрешение на взлёт и приступил к разгону по полосе. Самолёт достиг скорости 270 км/ч и начал отрываться от земли, когда на его пути внезапно оказалась вырулившая на ВПП Цессна.

Произошло жуткое столкновение. Бизнес-джет полностью разрушился. MD-87 потерял правую стойку шасси и правый двигатель. Лайнер поднялся в воздух, пролетел несколько метров и, потеряв скорость, рухнул на ВПП. Тут же его резко развернуло влево, он пронёсся несколько метров по полосе и выкатился за её пределы.  Затем на скорости около 200 км/ч самолёт правым бортом врезался в багажный ангар, полностью разрушился и загорелся. 

Диспетчеры долгое время не знали о столкновении самолётов и не объявляли тревогу. Из-за этого пожарные подъехали к месту происшествия только через 20 минут. Приедь они раньше, возможно удалось бы спасти заблокированных в кабине Цессны пилотов, в итоге задохнувшихся угарным газом. Всего в катастрофе погибло 118 человек: все 110 человек на борту MD-87, все 4 человека в Cessna 525A и 4 человека в багажном ангаре.

Расследование установило, что причиной катастрофы стало сочетание несколько факторов: густой туман, ошибки диспетчера и пилотов бизнес-джета, отсутствие наземного радара, отсутствие видимой из кабин самолётов разметки взлётных полос, отключение сигнализации о занятии ВПП и других средств обеспечения безопасности. Диспетчер наземного движения и несколько чиновников надзорных ведомств были приговорены судом к реальным срокам тюремного заключения.
источник
2021 May 19
Расследования авиакатастроф
Аварии, катастрофы и курьезы российской и мировой гражданской, а также военной авиации в реальном времени https://t.me/aviaincident
источник
Расследования авиакатастроф
​​Одна высота

9 сентября 1976 года из Донецка в Сочи вылетел Ан-24РВ Аэрофлота. На борту находилось 47 пассажиров и 5 членов экипажа. В тот же день из Ростова-на-Дону в Керчь вылетел Як-40 Аэрофлота. На борту находилось 14 пассажиров и 4 члена экипажа.

Когда Як-40 пролетел траверзу Краснодара, экипаж связался с диспетчером западного сектора Краснодарского районного центра управления воздушным движением и сообщил о своём местонахождении и высоте (5700 метров). Согласно правилам, на этом участке воздушной трассы эшелон 5700 для рейсов данного направления являлся встречным и диспетчер должен был дать указание его изменить. Однако, к тому времени он работал уже шесть часов и был сильно загружен, поэтому разрешил разрешил лайнеру полёт по участку Геленджик — Керчь на прежней высоте. Через 10 минут с Як-40 доложили о пролёте точки Геленджик на высоте 5700 метров. И вновь диспетчер разрешил следовать без изменения высоты.

В это время Ан-24 следовал на тех же 5700 метрах. Для данного направления этот эшелон являлся попутным. Поэтому, когда экипаж самолёта связался с диспетчером западного сектора, тот разрешил следовать на Анапу с сохранением высоты 5700 метров. Через 15 минут диспетчер подтвердил указание оставаться на той же высоте. 

Примерно через пять минут после этого, почти в 2 километрах над облаками, Ан-24 и Як-40 столкнулись лоб в лоб и рухнули в Чёрное море недалеко от Анапы. Все находящиеся в них 70 человек погибли. Обломки Ан-24 и хвост Як-40 были найдены на глубине 500—600 метров в 12-15 километрах от берега. Тела почти всех погибших с Ан-24 удалось достать из воды. Фюзеляж Як-40 так и не был обнаружен, как и тела летевших в нём людей.

Комиссия пришла к выводам, что при управлении полетами диспетчер Западного сектора Краснодарского РЦ УВД допустил нарушение требований Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР и НПП ГА-71, выразившееся в разрешении экипажу самолета Як-40 следовать на встречном занятом эшелоне от Геленджика до траверза Анапы. Причиной столкновения самолетов явилось нарушение правил эшелонирования и технологии работы диспетчера в части постоянного контроля за движением воздушных судов с помощью имеющихся средств управления воздушным движением.

СМИ пишут что диспетчеру дали 15 лет лишения свободы.
источник
2021 May 25
Расследования авиакатастроф
Хотите быть в курсе последних трендов боевой авиации? Вам к этим ребятам из канала @aviadrive, обо всем самом интересном узнаете первыми, кроме всего прочего у ребят много всяких конкурсов и викторин, эксклюзивных фото и видео от боевых и не только летчиков, можно залипнуть надолго, подписывайся 👉  https://t.me/aviadrive
источник
Расследования авиакатастроф
​​Сугроб и мороз

9 февраля 2020 года Боинг 737-500 авиакомпании UTair, вылетевший из Москвы, заходил на посадку в Усинске. На борту находилось 6 членов экипажа и 94 пассажира.

При выполнении посадки, за 32 метра до входного торца ВПП, самолёт ударился стойками шасси о снежный бруствер (насыпь) высотой 1.1 м, который появился после очистки полосы от снега. После столкновения лайнер приземлился на ВПП в 30 м от торца. Затем у него оторвалась правая стойка шасси и подломилась левая. Боинг начал скользить на гондолах двигателей и задней части фюзеляжа пока не остановился, развернувшись вправо, на удалении 2155 м от входного торца.

Пилоты поначалу даже не поняли, что у них оторвало шасси и посчитали, что из-за грубой посадки возникла проблема с тормозами. Сразу после остановки командир не понимал ситуации и не давал команды на эвакуацию. Лишь когда бортпроводница сообщила о вытекающем с правой стороны керосине (на самом деле гидравлической жидкости), командир принял решение об эвакуации, которая была оперативно проведена силами экипажа. В ходе происшествия никто не пострадал.

Межгосударственный авиационный комитет установил, что инцидент был обусловлен сочетанием нескольких факторов. Так, снежная насыпь оказалась на пути самолёта из-за невыполнения оператором аэродрома требований по его содержанию (почищены были только первые 10 метров от торца ВПП). При этом, менее чем за три недели до происшествия комиссией Росавиации было проведено обследование состояния аэродрома Усинск с указанием на недостатки, в том числе и на скопление снега. 27.01.2020 от Росавиации пришло требование об устранении данных недостатков до 29.01.2020. Однако, они так и не были устранены, в том числе не был убран и роковой снежный бруствер в торце ВПП.

Также выяснилось, что самолет заходил на посадку ниже установленной глиссады. Это произошло из-за того, что экипаж не произвёл коррекцию высоты пролёта путевых точек. Данному обстоятельству способствовали противоречия в Федеральных авиационных правилах полетов, правилах авиакомпании и эксплуатационной документации самолета. Так, чрезвычайно низкие температуры наружного воздуха вызывают погрешности в показаниях барометрических высотомеров. При температуре ниже стандартной фактическая высота будет ниже отображаемой. В этом случае могут применяться специальные температурные корректировки высот согласно таблиц. Противоречия в вышеуказанных документах приводят к тому, что значительная часть летного состава имеет некорректную информацию о порядке применения/неприменения температурных поправок при выполнении различного вида заходов на посадку.

Кроме того, после отключения автопилота полёт выполнялся по «продолженной глиссаде» без попыток выхода на установленную глиссаду снижения (которая находилась выше). Ну и наконец, вероятно имело место быть возникновение у КВС визуальной иллюзии «высокой глиссады» из-за заснеженной поверхности, низовой метели и наличия оврага непосредственно перед торцом ВПП. На самой полосе отсутствовали огни визуальной индикации глиссады типа PAPI (красно-белые фонари). Всё это в совокупности привело к неправильной оценке высоты полета после перехода на ручное управление, отсутствию реакции на предупреждения второго пилота и выходу на торец ВПП на высоте, значительно меньше установленной.
источник
2021 May 30
Расследования авиакатастроф
«Аэрофлотовщина» — самый неудобный авиационный telegram-канал для «Аэрофлота»

Регулярно канал публикует о компании критические инсайды, внутренние документы,  эксклюзивные новости и «закрытую» аналитику.  

Канал читает высшее и среднее руководство авиакомпаний, пилоты и бортпроводники, а также Росавиация с Минтрансом.

Наши публикации становятся предметом для острых обсуждений в различных авиакругах. Недавно нам сообщили, что «Аэрофлот» обратился в МВД из-за некоторых постов в канале.

Подписывайтесь и Вы! https://t.me/aviatorshina
источник
Расследования авиакатастроф
Череда ошибок привела к случайной смене курса и ужасной трагедии в Южной Америке. Ещё одна история от неизвестного автора канала @catastr

http://bit.ly/gaz-tormoz
источник
2021 June 03
Расследования авиакатастроф
Билеты на МАКС-2021

На прошлой неделе на официальном сайте АО "Авиасалон" и в сети продаж федерального билетного оператора Parter.Ru стартовала продажа билетов на #МАКС2021. До середины июля для гостей будет действовать специальная цена 800 рублей.

Выберите свой билет:

🎁 билет по акции "Иду на МАКС" 500 рублей;
📅 билет в предварительной продаже на публичный день на фиксированную дату 800 рублей;
⚡️ билет на публичный день на фиксированную дату накануне или во время выставки 1000 рублей;
🗓 билет выходного дня, действительный на один вход в любой день с 23 по 25 июля 1200 рублей;
👨‍👨‍👧‍👦 билет для детей до 14 лет приобретать не требуется;
💼 билет категории "Бизнес" на разовое посещение с 20 по 25 июля 3500 рублей.

Перейти к покупке билета
источник
Расследования авиакатастроф
​​Потерялся в пустыне

21 февраля 1973 года  Boeing 727-224 ливийской компании Libyan Arab Airlines выполнял рейс по маршруту Триполи — Бенгази — Каир — Александрия — Бахрейн. На борту находились 9 членов экипажа и 104 пассажира.

На отрезке Бенгази — Каир самолёт летел на восток над плотной облачностью. Затем он попал в пыльную бурю с сильным попутным ветром и пилоты шли по приборам. На подходе к Каиру компас не смог найти посадочный маяк и командир начал подозревать, что самолёт сбился с курса. При этом диспетчеру о своих подозрениях он ничего не сообщил. Пилоты полагали, что они находятся к западу от Каира и продолжили лететь на восток, но на самом деле они уже прошли мимо города. Ничего не подозревающий диспетчер дал разрешение на снижение.

Через две минуты Боинг пересёк Суэцкий канал и оказался над Синайским полуостровом. Ранее, в ходе Шестидневной войны эту территорию занял Израиль. Израильские военные, учитывая враждебные отношения с соседними странами, сильно напряглись из-за появления неопознанного самолёта, идущего с территории Египта. Ситуацию усугублял его курс – он  летел в сторону исследовательского центра в Димоне, в котором проводятся ядерные исследования и имеется реактор. В воздух сразу же поднялись два истребителя F-4E Phantom II ВВС Израиля.

Тем временем, экипаж как ни в чём ни бывало доложил диспетчеру в Каире, что не наблюдает посадочный маяк. Диспетчер посоветовал снизиться до высоты 1—1,2 километра. Тут же подоспели израильские истребители. Они приняли флаг Ливии за флаг Египта, с которым Израиль в тот момент находился в состоянии войны. Из-за яркого солнца шторки на иллюминаторах в пассажирском салоне были закрыты, пассажиров не было видно, что в глазах израильских пилотов делало самолёт ещё более подозрительным. Доложив об увиденном на землю, пилоты истребителей получили приказ посадить авиалайнер на авиабазе Рефидим.

Связи с самолётом не было. Истребители показали международный знак следовать за ними, покачав крыльями. А один из них даже запустил предупредительную ракету. Экипаж Боинга принял истребители за МиГ-и ВВС Египта и показал руками, что они поняли команду. Истребители вели самолёт к авиабазе. Когда пилоты лайнера её увидели, они посчитали, что это авиабаза Египта, которая действительно находится восточнее Каира, тогда как гражданский аэропорт – западнее. Экипаж решил, что египетские истребители просто указали самолёту, что он оказался восточнее города. Доложив об этом диспетчеру, пилоты выполнили поворот на запад.

Военные же посчитали, что Боинг пытается скрыться. Тогда израильское командование начало подозревать, что лайнер угнан террористами. Тем более, ранее им уже поступали соответствующие угрозы. В итоге  генерал Давид Элазар скомандовал открыть огонь на поражение. Истребители обстреляли крылья, из-за чего самолёт начал терять высоту. Пилотам ничего не оставалось, кроме как совершить вынужденную посадку на расположенную под ними пустыню. В ходе неё лайнер врезался в дюну полностью разрушился. Выжил второй пилот и ещё 4 пассажира. 108 человек погибли.

Впоследствии второй пилот сообщил, что экипаж понял что они оказались над территорией Израиля за несколько минут до катастрофы. Но пилоты не хотели садиться на авиабазе из-за напряжённых отношений между Ливией и Израилем. Сначала Израиль отрицал свою вину. Но после обнародования данных черных ящиков и записей переговоров, ответственность за приказ об атаке гражданского самолета взял на себя начальник генерального штаба Армии Израиля Давид Элазар. В итоге израильскими властями были выплачены компенсации пострадавшим и родственникам погибших. 30 компаний—участниц ИКАО проголосовали за осуждение Израиля, США воздержались от осуждения, а ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против страны.
источник
2021 June 08
Расследования авиакатастроф
В канале @mir2051 интересно пишут про аэромобили, конкорды и технологии будущего. Если вам любопытно, что и как будет летать во второй половине 21-го века, вам сюда!
https://t.me/mir2051/46
источник
Расследования авиакатастроф
​​Внезапный отказ

3 августа 1979 года в L-410M авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Смоленск – Ленинград с промежуточной посадкой в Великих Луках. На борту находилось 11 пассажиров и 3 члена экипажа.

Самолёт благополучно долетел до Ленинграда и уже заходил на посадку в аэропорту Ржевка, когда диспетчер заметил, что L-410 прекратил снижение и начал поворачивать вправо. Он поинтересовался у пилотов, означает ли это уход на второй круг, на что те ответили утвердительно. После этого связь с самолётом прервалась.

L-410 уже был в посадочной конфигурации и летел с выпущенными шасси и закрылками со скоростью 165 км/ч, когда в районе ближнего радиомаяка у него внезапно отказал правый двигатель. Винт сразу же ушёл в режим авторотации, то есть начал вращаться от набегающего потока воздуха, создавая сопротивление. Экипаж попытался его зафлюгировать, но ему это не удалось. Из-за создаваемого правым винтом сопротивления и из-за продолжающего работать левого двигателя, самолёт начал самопроизвольно поворачивать вправо.

Экипаж принял решение уходить на второй круг и увеличил мощность левого двигателя, что усилило разворачивающий момент. Пилоты пытались парировать разворот отклонением руля направления влево, но из-за конструктивных ограничений L-410, успеха они не добились. Более того, вскоре появился правый крен, который быстро достиг 30 градусов, а затем произошло сваливание на правое крыло.

Самолёт врезался в сосновый лес в 500 метрах от торца ВПП и в 550 метрах правее её оси. Через 12 метров от точки первого касания, L-410 разрушился. Пожара при этом не возникло. В катастрофе погибли три пилота и семь пассажиров. Четверо пассажиров выжило, но они получили тяжёлые травмы.

Комиссия по расследованию установила, что отказ правого двигателя был вызван разрушением подшипникового узла вала-рессоры коробки приводов агрегатов двигателя. При этом, после последнего техобслуживания двигателя самолёт налетал всего 4 часа 49 минут.

Также, комиссия предположила, что пилотам не удалось зафлюгировать правый винт из-за ухода рычага управления с упора флюгера и самоперемещения его в положение на угол установки лопастей — 15 градусов. Этот уход мог произойти из-за возвратного эффекта от упругого люфта рычага на упоре флюгера.
Кроме того, было отмечено, что в руководстве по лётной эксплуатации отсутствуют рекомендации экипажу по действиям в этих условиях.
источник
2021 June 18
Расследования авиакатастроф
«Ощущение, будто падаешь в пропасть». Наверняка вы слышали о пыльной буре, которая накрыла Астрахань в мае 2021

Редкие кадры из самолёта, который в нее попал мы нашли на канале
ОДИНМИР.Новости По словам пассажиров, лайнер несколько раз терял высоту. Некоторые кричали от страха.  

«Для глаз ряды передних кресел были далеко за горизонтом, мне было видно, где сидят бортпроводники. Это как в кинотеатре, когда сидишь на заднем ряду и внизу экран. Ощущение, как будто падаешь в бездонную пропасть, и очень сильное давление, у меня даже кровь из уха пошла», - рассказал один из пассажиров.

Самолёт успел сесть за несколько минут до основного удара стихии, сообщают на канале ОДИНМИР. Новости Следующие два рейсы были переправлены в Волгоград
источник
Расследования авиакатастроф
​​Секретная катастрофа

16 мая 1972 года Ан-24Т ВВС Балтийского флота СССР выполнял инспекторский полёт с целью облета радиотехнических средств аэродрома ВВС БФ Коса (Калининградская область). На борту находилось 6 членов экипажа и два офицера управления авиацией флота в качестве инспекторов. 

Самолёт вылетел из аэропорта Храброво (Калининград) и направился в сторону Балтийского моря. По плану экипаж должен был занять высоту 500 метров, однако вместо этого самолет, по данным приборов, двигался на высоте 150 метров. Полёт должен был проходить над морем, но Ан-24 выполнил разворот, а затем пересёк береговую черту в районе Зеленоградска. После этого он пропал с радаров.

Через 15 минут после вылета, самолёт вошёл в туман в районе города Светлогорска. На этот момент он находился на высоте около 50 метров. В тумане Ан-24 столкнулся с верхушками сосен и получил повреждение крыла. Он пролетел ещё около 200 метров, после чего врезался в здание детского сада и разрушился. Из-за утечки топлива возник сильный пожар. В детском саду в этот момент находилось 29 человек. Дети как раз пришли на обед. В результате катастрофы погибли 24 ребёнка и 3 сотрудника детского сада, а также все 8 человек на борту Ан-24.

Из-за случившегося на сутки в городе было введено чрезвычайное положение. Некоторые источники утверждают, что жителям запретили выходить из домов и покидать город, было отключено электричество и телефонная связь. На пляже дежурили милиционеры, так как имелось опасение что кто-нибудь из убитых горем родителей захочет утопиться.

Последствия трагедии были ликвидированы очень быстро. За сутки разобрали завалы и вывезли обломки. На следующее утро после трагедии на месте детского сада уже был сооружен сквер. В день похорон отменили электрички и ограничили движение по автодорогам, чтобы минимизировать огласку. 

Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось. Расследование проводила специальная комиссия, но его материалы так и не были нигде опубликованы. В качестве официальной причины указана неудовлетворительная подготовка и руководство полётом. Секретным приказом министра обороны с должностей было снято около 40 военнослужащих.

Существует несколько неофициальных версий произошедшего. Так, в одной из них утверждается, что вина лежит полностью на экипаже. У него было недостаточно опыта, а результаты лабораторных исследований показали наличие в крови пилотов алкоголя. 

Согласно ещё одной версии, причиной трагедии стала неисправность высотомера. Он показывал высоту 150 метров над уровнем моря, тогда как реальная высота (в месте столкновения самолёта с деревьями) составляла 42 метра. Данная ошибка объясняется тем, что накануне полёта в ВВС ВМФ СССР было принято решение о замене высотомеров с Ил-14 на Ан-24. Работоспособность высотомеров после такой замены не проверили должным образом, а в ходе экспериментов было установлено, что погрешность данных о высоте составляла до 60-70 метров.

Только в 1994 году на месте катастрофы возвели часовню с табличкой: "Храм-памятник в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость" построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года".
источник
2021 June 29
Расследования авиакатастроф
​​Неисправная сигнализация

13 января 1977 года Ту-104А Аэрофлота выполнял рейс по маршруту Хабаровск—Новосибирск—Алма-Ата. На борту находилось 90 человек: 82 пассажира и 8 членов экипажа.

Самолёт приближался к конечной точке маршрута — Алма-Ате. В 12 километрах от аэропорта, когда лайнер находился на высоте 500 метров и уже выпустил закрылки, обороты левого двигателя начали медленно падать. Через 22 секунды появилась вибрация. Обнаружив неполадки в работе левой силовой установки, экипаж убрал закрылки до 20°. В 8 километрах от аэропорта экипаж сообщил диспетчеру, что у них отказал левый двигатель и они собираются сесть на одном. После этого пилоты отключили левый двигатель и увеличили режим правого. Через 2 километра самолёт, находясь правее линии курса на 400 метров, начал быстро к ней приближаться, а через 1200 метров пересёк её и продолжил отклоняться дальше. 

В 3,5 километрах от ВПП на высоте 195 метров самолёт резко задрал нос и поднялся до высоты 285 метров. Из-за этого манёвра скорость резко упала и самолёт перешёл в сваливание. Во время последнего сеанса связи экипаж произнёс два непонятных слова. Через три секунды лайнер на скорости 150—190 км/ч под углом 28° рухнул на заснеженное поле. От удара самолёт потерял хвост. Носовая часть и оба крыла, зарывшись в землю на 2 метра, взорвались и полностью сгорели. Лайнер разбился в 3280 метрах от торца ВПП. Все, кто был на борту, погибли.

Расследование установило, что причиной происшествия стал пожар в левом двигателе. Огонь наблюдали и свидетели на земле. При этом пилоты об этом ничего не знали, и соответственно, не активировали систему пожаротушения, так как не сработала пожарная сигнализация. Выяснилось, что огонь возник в районе левой силовой установки из-за течи топлива вследствие разрушения топливопровода в техническом отсеке агрегатов на участке от подкачивающего топливного насоса до пожарного крана. Разрушение топливопровода произошло, предположительно, из-за нагрева горячим воздухом из трубопровода, идущего на наддув кабины, в результате его разрушения или нарушения герметичности соединений. 

Во время захода на посадку, из-за снижения скорости набегающего воздушного потока, пожар усилился, что нарушило управляемость самолётом. Люди начали задыхаться от угарного газа и, возможно, в панике массово ринулись в хвостовую часть, в результате появилась задняя центровка. Угарный газ выделяли теплоизоляционные материалы, нагревшиеся при воздействии на них высокой температуры с наружной стороны обшивки. Почему перед самым падением лайнер неожиданно начал резкий набор высоты, приведший к сваливанию, точно установить не удалось, так как за 20 секунд до катастрофы запись на чёрных ящиках оборвалась.
источник
2021 July 09
Расследования авиакатастроф
​​Месть

В 60-е годы существовала такая террористическая организация - народный фронт освобождения Палестины (НФОП). Она выступала за создание независимого Палестинского государства и, мягко говоря, очень не любила государство Израиль. На счету организации были взрывы, убийства, а также захваты и угоны самолётов.

26 декабря 1968 года два члена НФОП прилетели в Афины самолётом авиакомпании Air France из Ливана. В те годы правила досмотра пассажиров были чуть менее суровыми, поэтому парни умудрились пронести под длинными куртками автоматы Калашникова, а в сумках 63 ручные гранаты и запасные магазины.

В это время в аэропорту Афин совершил промежуточную посадку Boeing 707-358B израильской авиакомпании El Al. Он прилетел из Тель-Авива и должен был отправиться в Париж. В самолёте на момент начала выруливания на ВПП находились 37 пассажиров и 11 членов экипажа.

Террористы сели в автобус вместе с пассажирами, направляющимися на этот рейс. По прибытии на перрон они укрылись за техническими автомобилями аэропорта. Когда самолёт начал движение, преступники, находясь в 6 метрах от лайнера, открыли огонь по фюзеляжу. В результате один пассажир погиб от пулевого ранения в голову. Затем один из террористов бросил под крыло самолёта несколько ручных гранат. Из-за взрывов загорелся двигатель и возник пожар.

Бортпроводница открыла люк для эвакуации пассажиров, но тут же получила два пулевых ранения. Некоторые пассажиры, спасаясь от огня, выпрыгнули из люка прямо на бетонную площадку. Лишь через 20 минут интенсивных обстрелов у террористов закончился боезапас. В это время подоспели греческие полицейские и задержали преступников. В ходе атаки погиб один пассажир и была ранена бортпроводница.

После теракта израильское правительство решило провести ответную акцию устрашения. 28 декабря 1968 года израильский спецназ на 15 вертолётах высадился в международном аэропорту Бейрута, столицы Ливана. Не встретив сопротивления, военные взорвали 13 пустых пассажирских самолётов, принадлежавших Ливанской и Ливийской авиакомпаниям. Это было сделано, чтобы заставить правительство Ливана отказаться от сотрудничества с НФОП (которая располагалась на территории этой страны). Совет Безопасности ООН осудил данные действия Израиля как противоречащие международному законодательству.

Что касается обстрелявших самолёт террористов, в 1970 году они были приговорены греческим судом к 17 годам лишения свободы. Однако, в том же году их выпустили на свободу из-за того, что другие террористы потребовали их освобождения, угрожая взорвать захваченный греческий самолёт авиакомпании Olympic Airways. Один из преступников в 1987 году уехал в Канаду и жил там как нелегал. Его смогли депортировать в Ливан только в 2013 году.
источник