Только что вернулся с трансляции концерта Роджера Уотерса, и она вдохновила меня написать запрос на пленарный доклад (keynote) организаторам
сотма в Косово, куда я поеду через три недели. Очень мощное выступление было: два часа Роджер втирал устаревшие мысли и играл альбомы сорокалетней давности, слова которых в нынешней политической ситуации звучат наивно. И я ни разу даже на часы не посмотрел, впитывал каждую знакомую ноту как откровение. Я хочу так же. Но в контексте OpenStreetMap.
Почему выступления на конференциях не делают такими же захватывающими, как на рок-концертах? Почему их не кладут на музыку? Где видеостена с абстрактной анимацией? Как заставить всех отложить ноутбуки, а на телефонах чтобы был открыт не телеграм, а видеокамера? Весь формат конференций,
как я уже писал, ощущается липким болотом, из которого хочется вырваться. Вместо того, чтобы объединять, он концентрирует одиночество, как зрителя, так и докладчика. Объединяют концерты: на эти два часа я чувствовал то же, что люди на экране, двигался с ними в ритм и наши глаза блестели одинаково. Этого не даёт даже TED, потому что он так же в плену формата.
Идеи ничего не значат. Всем посрать на чужие достижения. Смотреть на сцену интересно, когда с неё льётся чувство. Музыка — самый простой способ донести чувство, ей покорны даже люди с подавленной эмпатией. Выступления в стиле TED тоже могут работать, но их проблема — пустота. Под видом откровения несут блогопост в стандартной обёртке. Каждый раз одно и то же: пародийные выступления на том же TED про формат без содержания открывают чуть больше, чем создатели планировали. Это не концерт, а упражнение сродни телепередаче Ninja Warrior: одни и те же преграды и опасности, один финал, разница только в участниках.
Когда-то я делал часовой доклад про импорты методом «это же три по двадцать минут, а двадцатиминутные доклады я мастер делать». Теперь я думаю, что правильнее будет делать как делают музыкальные альбомы: десять раз по пять минут. Lightning talk — мой любимый формат: не успеваешь устать и все идеи концентрированны. Если их сплести вокруг общего сюжета и каждый отточить до жестов и вздохов, то получится тот же альбом. Можно будет добавлять или убирать треки, и даже придумывать каждому собственное аудиовизуальное оформление.
Нужно больше заимствовать у других форматов выступления. Ходить между рядами, как в классическом театре. Забить на слайды, взять стандартную канву и вбить в неё всё чувство, как проповедники. Уйти со сцены в закат, как в современном театре. Заказать музыкальное оформление, чтобы было как на концерте. Выйти вчетвером и болтать с аудиторией, как в записях британских подкастов. Придумать что-нибудь, чтобы не приходилось заставлять себя смотреть записи выступлений, а наоборот, чтобы очнуться от них в пять утра — или удовлетворённо покинуть зал кинотеатра.