Снова о серийном строительстве флота. В состав ВМС НОАК введен первый суперэсминец, а честно говоря, полноценный ракетный крейсер типа 055.
Этот корабль несколько крупнее чем наши крейсера проекта 1164, имеет 112 ячеек в вертикальной пусковой установке, ЗРК самообороны HHQ-10, комплекс противоторпедной защиты, универсальную артустановку и зенитный автомат.
Авиагруппа - два вертолета.
Набор вооружения можно критиковать в отдельных частностях, но так или иначе это полноценный боевой надводный корабль океанской зоны 1 ранга, способный решать массу различных задач.
Сейчас КНР, не считая более мелких кораблей, строит еще пять единиц этого проекта, всего их планируется восемь.
С учетом совместимости по ряду общекорабельных систем, оборудования и вооружения с другими проектами, это как раз дает серийность – позволяющую за счет крупного заказа экономить на стоимости отдельных образцов даже очень дорогих узлов и агрегатов.
К чему это я. К тому, что наш отечественный с трудом рождаемый проект 22350М может быть сколь угодно хорош, но есть риск, что стоимость его по сравнению с и без того высокой ценой четырех базовых 22350 и двух "апнутых" 22350.1 улетит в нереализуемые дали.
В этой связи возможно лучшим вариантом является продолжение строительства проекта 22350 в усовершенствованном варианте по образцу заложенных в апреле 2019 года зав. №925,926 (Амелько и Чичагов), которые иногда обозначают как проект 22350.1.
Для того чтобы получить в итоге нормальный эффект крупносерийного строительства, а так же все же решить задачи укомплектования боевых групп флотов в нужном количестве, их нужно построить, помимо уже заложенных, еще штук 16 минимум.
Это предполагает "долгую" контрактацию, с обязательствами, позволяющими промышленности планировать на десяток лет вперед, и закладку как минимум пары единиц в год начиная, хорошо бы, с текущего. За 18 кораблей (включая первые два) это будет стоить около триллиона рублей, распределенных от закладки первой пары весной 2019 до ввода последнего лет так на 14, оптимистично предположим.
Усредненные (на самом деле график затрат на серию тяжелых кораблей посложнее, но не суть) 70 миллиардов в год для трехтриллионного военного бюджета доля вполне посильная.
Да, с таким подходом и жестким дальнобойным планированием будет очень трудно играть в любимую нашим флотом и промышленностью игру "сейчас мы сначала набьем шишек, затем внесем изменения, потом еще изменения и начнем жить не по лжи". Такая игра просто не уложится ни в сроки ни в цену ни в нужное число.
Этот подход предполагает строительство корабля на отработанных серийных агрегатах с последующим внедрением "пакетных" модернизаций с заблаговременным планированием производства модернизированных узлов (с учетом проблем с комплектующими), и опять же на всю серию последовательно.
И где-то на 4-5 год реализации этого проекта можно будет начинать параллельно строить 22350М - более крупные, но тоже с максимальным использованием отработанных систем и агрегатов, тоже крупной серией и тоже заранее планируемыми по срокам и объемам модернизациями по группам кораблей, а не по отдельным единицам.
А альтернатив нет. Точнее как, есть. Еще одна серия из четырех долгостроев заоблачной цены и трудных испытаний и в итоге нам светит покупка готовых кораблей у Китая, потому что запасы и ресурс советского наследства к тому времени кончатся.
Нет, если это будет единственным реальным шансом получить боеспособный флот в приемлемые сроки, я лично буду последним, кто выскажется против, но может все же попробовать самим? Пока есть кому, где и чем?
https://www.shine.cn/news/nation/2001129596/