
ТЦ по-прежнему выступают в роли жертвы, на которую перекладывается вся тяжесть нагрузки от последствий пандемии. Практически все арендаторы перестали платить аренду с момента начала карантина, даже несмотря на то, что подавляющее большинство крупных ТЦ предоставили на весь период закрытия ощутимые скидки, доходящие до 85%.
При этом расходы по текущим обязательствам (содержание зданий, охрана, налоги, платежи по кредитам и т.д.) для самих ТЦ никто не отменял. А все неоднократные просьбы об оказании поддержки ТЦ и включении их в перечень наиболее пострадавших отраслей, исходившие от РСТЦ, так и не получили ответа. (К слову, их основные арендаторы - представители крупного сетевого fashion-ритейла - в этот перечень были включены и могут рассчитывать на господдержку).
Одновременно с этим ТЦ договариваются со своими арендаторами о льготных условиях и на первый посткарантинный период, т.к. и сами заинтересованы в скорейшем выходе торговли из комы. По данным опроса, проведенного в конце апреля экспертом в области оценки и анализа потоков посетителей ТЦ, компанией Watcom, 93% ТЦ готовы идти и идут на уступки арендаторам. Из них 32% наиболее приемлемыми условиями аренды для ТЦ считают скидку и отсрочку, 30% – скидку, а 8% респондентов сообщили, что полностью отменили арендную плату на время пандемии. Для остальных необходимым условием являетcя оплата OPEX (операционных расходов). 93%!
Получается, что недоговороспособных и нерадивых собственников только 7% и ради них принимается новый закон, который в итоге угробит всю отрасль?
Российский союз торговых центров (РСТЦ) уже предупредил, что в случае принятия этого закона нас ждёт необратимое разрушение отрасли без возможности восстановления. Но этот закон настырно продолжают продвигать Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которые входят крупнейшие торговые сети и лидеры интернет торговли (Ozon, Wildberries, LaModa).
Этих лоббистов законопроекта уж точно нельзя отнести к числу пострадавших арендаторов, но зато именно они больше других в нем заинтересованы. Ведь он не только даст возможность путем шантажа арендодателей выбивать скидки на несколько лет вперед после окончания пандемии, но и поможет выдавить с рынка конкурентов из числа обычных магазинов.




