#мнение
Александр Мацак, основатель и CEO российского фитнес-стартапа Gymmy, об ошибках в бизнесе и извлеченных уроках специально для “Русского Венчура”:
Не торопитесь с маркетингом
Прежде чем тратить миллионы на рекламные кампании, убедитесь, что ваш бизнес может удовлетворить спрос. Проведите качественные тестирования, найдите партнеров, а уже после предлагайте идею клиентам.
После создания сервиса мы заключили договоры с 7 московскими клубами. Казалось, что этого достаточно, и мы вплотную занялись маркетингом. Но Москва - большой город. Люди, которые интересовались идеей шеринга и скачивали приложение, не могли найти клуб у дома, разочаровывались и уходили. Когда мы осознали свою ошибку, то урезали бюджет на маркетинг и сконцентрировались на переговорах с клубами.
Будьте внимательнее при разработке рекламы
Странное позиционирование может ухудшить отношения с клиентами или партнёрами, поэтому любую коммуникацию нужно тестировать или обговаривать, иначе можно потерять рекламный бюджет. Когда в Москве летом отключали горячую воду, маркетинговое агентство создало нам рекламу с посылом «Приходи помыться». Людей это заинтересовало - горячий душ действительно есть во всех спортзалах. А вот самим клубам это не понравилось: мы бы хотелось, чтобы люди приходили ради спорта. Рекламу мы быстро свернули.
Ваша аудитория может быть шире, чем вы думаете
Проверяйте даже самые смелые гипотезы: может оказаться, что вы не подумали о каком-то большом сегменте. Та неудачная реклама принесла нам ценный инсайт: сервисом интересуются не только регулярно занимающиеся спортсмены, но и путешественники, домохозяйки и те, кто никогда не тренировался и не уверен, что готов покупать абонемент в клуб. Разовые занятия тоже могут быть дороговаты, а вот платить за минуты, проведённые в зале, очень удобно. С тех пор мы ориентируемся и на эту аудиторию тоже.
Не будьте чересчур доверчивы
К сожалению, недобросовестные клиенты есть и будут всегда. Поэтому сразу подумайте, можно ли «обмануть» ваш сервис, и закройте эти лазейки. Или не избежите потерь. Мы не вводили никаких ограничений на пользование сервисом: нужно было просто привязать карту к аккаунту и оплатить на тренировку. Но скоро выяснилось, что некоторые люди создавали фейковые аккаунты, привязывали к ним пустые яндекс-кошельки и тренировались бесплатно - денег-то мы списать не могли. Когда мы это заметили, ущерб составлял уже около 300 тысяч рублей. Пришлось добавить холдирование денег на тренировку: теперь, если денег на карте нет, оплатить занятие не получится.
Дизайн - не самое важное
Конечно, владельцам бизнеса хочется, чтобы их приложение и сервис были красивыми. Но при этом важно не забывать качественно проверять, как эта красота работает. Когда мы решили сделать редизайн приложения, то сконцентрировались именно на внешнем виде: оттачивали вид кнопок, следили, чтобы было красиво и удобно. Сроки горели, и как только разработка прислала продукт, мы залили релиз и обновили систему. Можете представить, что из этого вышло. У кого-то не открывалась карта, кто-то не мог начать тренировку. В приложении была масса ошибок, зато оно было красивое. Недовольство копилось, мы в авральном режиме обрабатывали негатив и исправляли ситуацию. Подозреваю, часть лояльности за этот период потеряли. Не повторяйте наших ошибок.
@rusven