
Антон Антич, бизнес-ангел, бывший вице-президент по операционной деятельности Veeam Software:
Ладно, раз все обсуждают Дудя и Долину, то вот вам несколько ложек дегтя от человека, который эту Долину не особо любит и который управлял всем американским бизнесом Veeam год напрямую. С точки зрения построения глобального бизнеса, стартапов и прочей связанной с этим движухи.
- Veeam, выросший с 0 до миллиарда долларов продаж в год, за 10 лет никогда не был в Долине. Вообще. Заметного размера американские офисы были в Columbus, Ohio (out of all places... Это такая провинция-провинция в Штатах, картинка для иллюстрации), потом в Atlanta, Georgia и в Phoenix, Arizona. При этом к Виму *всегда* стояла очередь из инвесторов. В буквальном смысле.
- Разработчиков нанимать в Долине - fool's errand. Они дорогие, избалованные, и при первой же возможности если они хороши их заберет Гугл, Фейсбук и прочие. А если не хороши - зачем они вам?
- К сейлам и прочим бизнес позициям это тоже относится, хоть и в меньшей мере. Но дороговизна - по полной.
- Если вы делаете b2b бизнес (а я занимаюсь только такими), ваши заказчики будут где угодно, но не в Долине (ну кроме некоторых IT компаний). Соответственно, и знающие их сейлы, и партнеры и прочее.
- Дороговизна жизни, скучный ландшафт (нет, Калифорния сама по себе - очень красива, и океан, и секвойи, но Долина?!), дикая жара летом - это все банальности и возможно, вкусовщина, но бизнес причины остаются.
То есть, “единственная” настоящая причина почему люди считают, что надо быть в Долине - это потому, что топовые фонды с Sandhill road are too arrogant и ленивы, чтобы работать с кем-либо, кто находится дальше чем в 5 милях от них. Вслух об этом правда мало кто говорит.
А если у вас хороший продукт - нужно исходить из потребностей вашего бизнеса, смотреть где открывать офисы выгодней и правильней с точки зрения costs & talent availability, и фокусироваться на привлечении заказчиков. И тогда фонды сами к вам придут. На восточном побережье их немало, тот же Insight, купивший Вим - в топе глобальном однозначно, а культура у них заметно другая, и Долину они не очень любят. Да и долинские к вам придут - за хорошие продукты и traction всегда конкуренция.
А за плохие - совершенно неважно, где вы находитесь, это будет просто карго-культ. "Ну мы же в Долине, все теперь само получится". Нет, не получится.
Ну то есть к посылу фильма - да, движуху надо создавать, мечтать, делать, и все может быть возможно. Но быть в Долине для этого вовсе необязательно, а зачастую даже вредно.
@rusven