🇳🇬
Remote control. Рабство XXI векаС интересом прочитал
доклад редакции канала «Рыбарь» о трафике живого товара из Нигегии в страны ЕС. Речь идет о девушках и женщинах, оказавшихся в сетях сексуальной эксплуатации нигерийской мафии. Первичный рекрутинг сотен женщин и девушек проходит в Бенин-Сити, что в штате Эдо, откуда они попадают на сексуальные рынки Лондона, Осло, Рима, Москвы и Парижа.
Задачу правоохранительных органов стран прохождения и прибытия блокирует магический комплекс
джуджу, обязующий жертв годами платить дань и молчать о своих обидчиках.
Джуджу — не вуду (нигерийцы разводят эти понятия). В его основе — договор-клятва, выступающий контрольным механизмом подчинения человека.
Джуджу и схожие обязательства играют большую роль в традиционно-правовом арбитраже, особенно у игбо, бини, эфик и йоруба, и эти пакты рутинны в том числе перед покиданием страны. В повседневных правовых ситуациях они выступают сдерживающими факторами для обмана или лжесвидетельства — под страхом наказания потусторонних сил.
Джуджу покоится на обочине англосаксонского права, где аффидевиты регулируются особым статутом (
Oath Act). Однако в некоторых судебных прецедентах традиционные клятвы все же
признавались юридически валидными. Кроме того, ислам (в северных штатах с 1999 г. действует шариат) не воспрещает прибегать к
джуджу немусульманам, а иные христиане — через пятидесятников — даже поощряют эти обычноправовые механизмы. Кроме того, в коррумпированной стране с неэффективным правоприменением и медленной бюрократией клятвы — надежные инструменты регуляции социально-правовых отношений, выступающие аналогами современных нотариальных процедур.
Вообще в космогонии жителей Эдо выделяют
агбон (видимый мир) и
эринмвин — мир невидимый, заселенный
эхи (духами судьбы и предков). Большинство конфликтных жизненных ситуаций не обходится без посредничества духов и богов. Но даже если глубокая и интимная вера утрачена и стала амбивалентной привычкой, то имеет значение социальный контекст.
Заключаемые на год клятвы с возможностью «продления» — публичны, торжественны, скрепляются потусторонним Другим, жертвоприношениями богу Ологуну и др. Это сложная игра, в которой клятва — лишь финальный акт обработки человека. Отправка девушки за рубеж — спланированный акт семьи, главными вербовщицами выступают женщины («мадам»), подчас сами бывшие секс-рабыни, выплатившие долг, капитализировавшие связи и хорошо понимающие психологию своих жертв. При этом большинство этих «мадам» принадлежат к кругу знакомых семьи. А популярная в Южной Нигерии культура «спонсорства» лишь нормализует эти практики.
В самих ритуалах используют конфигурации символически и эмоционально нагруженных объектов, с помощью которых преступники легко нащупывают уязвимости и фантазмы жертв — менструальная кровь, нижнее белье, слюна, ногти, мыло (символ красоты), металлические безделушки (бог Огун), орехи-кола (верность). Для юных девушек само принесение такой клятвы травмирует и обязывает. Общественное давление велико (как правило, присутствуют «бойфренды», братья, родители), санкции откровенно пугают — стать бесплодной или умереть при родах, потерять семью и близких, впасть в безумие.
И с обычноправовой, и с т.з.
common law такой контракт —
фиктивен, с ними борются и власти, и
оба (король) Бенина. Ведь в традиционном мире женщин и детей не допускали к опасной ритуальной части, предусматривающей насылание проклятия. Кроме того, девушки делают
неинформированный выбор — их вводят в заблуждение и называют им суммы долга в привычных им найра, в то время как в реальности они доходят до €60 тыс.
Зато интернализация страха снижает издержки — за славянскими проститутками надо постоянно присматривать, зато за нигерийками — нет. Да и сами «мадам» практикуют магию, чтобы стать «невидимыми» для полиции. Члены же ОПГ — сутенеры, перевозчики — тоже выполняют обряды, в т.ч. для психоэмоциональной стабильности (все они прекрасно понимают, что творят).