На прошлой неделе председатель Конституционного суда Валерий Зорькин дал интервью «Российской газете», в котором рассказал о недостатках нашей с вами Конституции. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что Зорькин практически дословно повторяет идеи спикера ГД Володина, который, похоже, и является главным интересантом конституционной реформы.
Усиление конституционной роли парламента (под себя, любимого), двухпартийность (в пику «Единой России»), соборность (в пику сурковской «суверенной демократии») – любимые мантры спикера ГД – на центральном месте в статье главы КС.
В свете этого новыми красками играет и предложение Володина отказаться от приоритетности европейского права. Её отмена опять-таки потребует изменения Конституции.
Приближенные к Володину уверены, что он намерен предложить ВВП проект продления полномочий. При этом, обладающий собственными президентскими амбициями, Володин создает для себя win-win ситуацию.
Если ВВП соглашается на предложенный ему проект конституционной реформы (и следовательно – досрочных выборов), то спикер ГД «расшивает» для Путина проблему власти, получает карт-бланш и становится кандидатом №1 на роль преемника. Если проект будет заблокирован – «списывает» ситуацию на оппонентов и начинает войну против них.
Развести Зорькина на вброс идеи двухпартийной системы – это можно было бы считать победой Володина, если бы таких резких движений не испугались в Кремле. Пескову потом пришлось оправдываться: мол, мы ничего такого не готовим.
И действительно, скорее всего, не готовят. Володин не учел того, что заявлять о таких изменениях можно только в условиях общественного спокойствия, которого сейчас нет и в ближайшее время не предвидится. Кроме того, он пытался использовать Кремль втемную, заявляя в кулуарах, что его действия согласованы. «За стенкой» такого не прощают.
Впрочем, Вячеслав Викторович вряд ли может рассчитывать на успех: слишком много конфликтов он вызвал за последнее время. Достаточно вспомнить его убогие попытки заняться международной политикой и то, какую бурю недовольства они вызвали в МИДе. О том, как Володин заигрывал с Навальным, расскажем в следующий раз.