https://www.youtube.com/watch?v=B8XYmA_8-H4Мэтт Уолш для Prager U о самооценке и о том, почему ее не должно быть: просто делай то, что делаешь.
Тема "уравниловки" в западном высшем образовании мало-помалу становится общим местом для критиков с разных флангов спектра, ярче всех выступил австралийский комик Нил Колхаткар (
https://www.youtube.com/watch?v=iKcWu0tsiZM), набрав 9,2 млн просмотров. Прилагательное "особенный", как и всякое качественное прилагательное, во многих контекстах заключает в своей начальной форме форму сравнительную. С формальной лингвистической точки зрения это неверно, однако для более глубокого понимания того, почему нельзя быть "особенным", когда "особенные все", такая ошибка простительна. Более талантливые и способные должны быть благодарны создающим фон, им часто везет оказаться среди удобных объектов для сравнения. Циничные капиталисты - к сожалению, они часто правы в своем цинизме, и потому всех "перемалывают" - назвали бы это "бескровным конкурентным отбором", без которого с каждым поколением не повышалось бы материальное качество жизни: с остальными аспектами "прогресса" можно и нужно спорить.
Что же касается оценок в учебных заведениях, необходимость их отмены прекрасно доказал Альфи Кон (
https://theoryandpractice.ru/posts/16242-shtamp-v-dnevnike-pochemu-shkolnye-otsenki-davno-pora-otmenit). Возможно, однажды его послушают. И речь здесь не о "закручивании гаек леволиберальным дискурсом", а о том, что формированию адекватных представлений о собственных способностях в той или иной области знаний не способствуют, а скорее мешают оценки. Оценка - совокупность ряда факторов, часто зависит от случайности, взаимоотношений с преподавателем и его не всегда рационального понимания того, как поощрения и наказания влияют на ученика. Индивидуальное, честное общение учителя и ученика многократно повысило бы уровень сознательности последнего и эффективность работы первого.
Одержимость цифрами пагубно скажется не столько на двоечниках, каждая неудача для которых скорее привычна, сколько на отличниках, каждая четверка для которых - потеря привычного же "статуса-кво". Пятерка достаточно быстро перестает быть поводом для радости и превращается в галочку, в самоцель: еще один этап пройден, впереди следующий и так - до конца. Арифметический перфекционизм усугубляется в бюрократической среде, где дегуманизированные цифры раз за разом создают альтернативную реальность.