Что скрывается за обновлением вагонов УЗ?
Укрзализныця вместе с Мининфраструктуры взялись за укрепление монополии на железной дороге (привет деолигархизации), ради чего готовы пойти на искусственный дефицит грузовых вагонов, срыв экспорта и многомиллионные убытки, пишет
Delo.ua.
УЗ недавно объявила: до 2028 года будут обновлены 46 тыс. полувагонов и зерновозов. Бюджет — 107 млрд грн, из которых УЗ профинансирует 50 млрд грн (из нашего с вами кармана), остальное придется платить бизнесу. Коротко, почему это очень плохая идея:
-На 90% изношен парк самой УЗ. Частники, в отличие от нее, свои вагоны ремонтируют и поддерживают в хорошем состоянии. Однако под нож пойдут и те, и другие. Так УЗ решает свою проблему за деньги бизнеса: ведь строить новые вагоны будут ее предприятия.
-Бизнес уже вложил в ремонт вагонов миллионы. Кстати, по требованию самой УЗ, когда ее депо оказались на грани банкротства. Теперь их придется списать на металлолом и снова заплатить все той же УЗ.
-Уже к 2026 году количество зерновозов, по разным прогнозам, может сократиться на 30-39%. При этом урожай зерновых будет расти. Как отправлять его к портам в условиях дефицита вагонов? Прощайте, экспорт и валютные поступления.
-В развитых странах единственный критерий допуска вагона на пути — техническое состояние, а не возраст. Но украинские власти снова знают лучше всех и будут изобретать велосипед. Платить за эксперимент, как всегда нам.
-Бизнес и эксперты говорят: обновление парка — ширма, за которой УЗ скрывает свою растущую монополию на рынке грузовых перевозок.