
Схема безакцизного ввоза нефтепродуктов в Украину начала действовать через несколько месяцев после победы на президентских выборах Виктора Януковича. В июле 2010 года компания Ливела (дочернее предприятие СП Тайстра) на основании ряда судебных решений начала импорт нефтепродуктов, а затем и нефти без уплаты каких-либо налогов.
Поводом стало судебное решение, вынесенное еще в 2004 году. Тогда Автозаводский районный суд Кременчуга на основании закона о защите иностранных инвестиций разрешил украинско-польскому СП Тайстра и его дочерним компаниям ввозить в Украину топливо без уплаты налогов. Решение суда лежало на полке около шести лет. В мае 2010 года Харьковский апелляционный суд подтвердил законность вердикта первой инстанции – и схема заработала.
Деятельность Ливелы сводилась к оказанию услуг реальным импортерам за определенное вознаграждение – большую часть суммы оптимизированных налогов. Схема действовала около полугода. Доля Ливелы в импорте нефтепродуктов достигала в отдельные месяцы более 50% всего украинского рынка нефтепродуктов.
АМКУ под давлением общественности в конце 2010 года начал расследование по факту безакцизного ввоза топлива. Государственная фискальная служба заинтересовалась компанией лишь спустя полгода после начала ее активной деятельности. В марте 2011 года Ливелу ликвидировали учредители. На этом основании АМКУ и налоговая закрыли все дела в отношении компании. За время деятельности через компанию в Украину ввезли около 600 000 тонн бензинов и дизельного топлива, а также 410 000 тонн нефти.
Бенефициары схемы до сих пор неизвестны. Наказания за нанесенные государству убытки никто не понес. Специальная комиссия Рады по деятельности Ливелы прекратила свое существование в ноябре 2011 года.
По данным Гостаможни, в 2010 году деятельность Ливелы нанесла госбюджету ущерб около 3 млрд грн ($380 млн). Это стало одной из причин невыполнения плана по поступлениям таможенных сборов в казну
#схема