В Узбекистане пересмотрят законодательство о религии
Религиозная жизнь в Узбекистане регулируется законом "О свободе совести и религиозных организациях". Закон принят в 1991 году, последний раз правки в него вносились в 1998.
Прошло 20 лет и власти решили серьезно пересмотреть свое отношение к верующим. Почему? Как известно, Шавкат Мирзиёев пытается уничтожить наследие Ислама Каримова, который был настоящим «железным эмиром» Узбекистана.
Впервые столкнувшись с религиозным экстремизмом в начале 90-х годов (организации «Акромия», «Адолат», «Ислом лашкарлари» и др.), Каримов принял весьма суровую первую редакцию закона "О свободе совести и религиозных организациях".
Потом было «Исламское движение Узбекистана» и вездесущие «Хизб ут-Тахрир». Закон становится еще строже в 1998.
В 2005 году происходят т.н. «беспорядки в Андижане», после которых спецслужбы Узбекистана уже не церемонились. С этого времени и вплоть до смерти Каримова практически все правозащитные организации писали о репрессиях мусульман в Узбекистане.
Сейчас Мирзиёев решил пересмотреть законодательство о религии. В целом, это правильный шаг, поскольку чрезмерно жесткий прессинг приводит к обратному эффекту. Однако вызывает опасение тот факт, что Мирзиёев привлек к написанию нового закона зарубежных экспертов. Как сообщает МИД Узбекистана: «В ближайшее время законопроект будет передан в офис американского посла по особым поручениям по вопросам религиозной свободы Сэма Браунбэка, Хельсинкскую комиссию США, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и специальному докладчику ООН по вопросу о свободе религий и убеждений Ахмеду Шахиду для проведения международной экспертной оценки».
Вызывает опасение, что узбекские законодатели решили не консультироваться с экспертами ШОС (в которую входит и Узбекистан). Отсутствие единого правового поля борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии может грозить образованием нового очага нестабильности в Ферганской долине. Зная, как западные политики используют ислам для разжигания конфликтов (Афганистан, Сирия, Ливия…), к их «рекомендациям» следует относиться весьма настороженно.
Тем более сейчас, когда довольно большое число узбеков воюют в террорганизациях на Ближнем Востоке, например, в батальонах «ХТШ» «Имам Бухари» и «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад». О последнем приведем краткую справку: