Когда я впервые зашёл на ютуб-канал «British Pathe» я был ошеломлён. Гигантские залежи сокровищ: Русский Император с семьёй, русский флот, русские солдаты на верблюдах, Первая мировая, получасовые съёмки солдат Вердена и куча подобного. Было немного обидно, что самые ценные и потрясающие кадры Российской Империи были сделаны французами. Но и мы оказались не лыком шиты! Этим летом я сходил на премьеру недавно восстановленного фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции». Два часа кинохроники, на которой запечатлены почти ВСЕ. Ну то есть реально:
Крупным планом Брусилов, Керенский, Гучков, Родзянко, Пуришкевич, Авксеньтев, Грузинов, Милюков, Чхеидзе, Брешко-Брешковская, Колчак, Ленин с Бонч-Бруевичем, ОЧЕНЬ много Троцкого, Плеханов, Рыков, Каменев, Радек, Чапаев (!!!), Подвойский, Шляпников, Вацетис, Демьян Бедный и другие. За каких-то два часа перед глазами проносятся самые роковые и страшные события в истории нашей страны. Сначала мы смотрим на торжествующих представителей Временного правительства, а потом через просмотр кадров дырявого Зимнего дворца мы добираемся до улыбающегося Ленина и кричащего Троцкого. В фильме также можно посмотреть на легендарный женский батальон и довольно подробную запись сражения Красной армии с чехословацким корпусом в Казани.
Ещё очень круто то, что помимо легендарных личностей эта хроника даёт возмоможность взглянуть на множество простых русских лиц, искренне чествовавших февраль. Февралистская часть фильма содержит очень много записей демонстраций и торжеств.
Для меня же, как человека, глубоко интересующегося русской эмиграцией, этот фильм ценнее вдвойне. Ведь почти все предствители Временного правительства плотно войдут в её историю. Да и вообще именно из-за эмиграции патриархов русского кино на Юг России, а впоследствии в Европу, появились такие феномены, как Дзига Вертов, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн и прочие великолепные раннесоветские режиссёры пришедшие на смену эмигрировавшим мэтрам.
Кстати, Кулешов писал, что на сто метров плёнки иногда требовалось получать разрешение у самого Ленина. Это на жалких сто метров! А здесь 30 экземпляров по 3 000 метров. Это как построить разом десять Останкинских башен!
Николай Изволов на премьере рассказал про забавный момент из «Годовщины». На этом
видеоотрывке (3:17) на моменте с Лениным и Бонч-Бруевичем можно увидеть третьего человека, который проходит мимо них и оборачивается, смотря в камеру. Как оказалось, это был директор Государственного исторического музея, который думал, что Ленин давно умер и на этом кадре мы видим знаковый момент, где он осознаёт, что Ленин всё-таки жив.
В общем, работа — колоссальная. Москвичи,
не пропустите. Это реально важно.