По поводу Айн Рэнд. Как ее начали у нас читать десять лет назад, так и продолжают. Давайте разберемся, когда и как нужно было читать Рэнд.
Про сороковые и пятидесятые говорить особенно нечего. В США это последний вздох интеллектуальных сект. Интеллектуальная секта — это такой кружок, который вокруг своего лидера образуют люди без чувства юмора, обсуждающие, как лидер вот-вот изменит мир. Иногда это, как у Рэнд, могла быть предельно вождистская тусовка, а могла быть как у блумсберийцев — помягче, где все просто перетрахались.
Сектанты поакадемичнее тусили в Чикагском университете, а сектанты Рэнд тусили где попало. Рэнд была умеренно популярна тогда, но социальной энергии тусовки хватило на десятки лет. И мне, честно говоря, не понятно почему.
Для писательницы у Рэнд всегда был чудовищный стиль. Что «Атлант», что «Источник» — это примитивные по сюжету, персонажам и проработанности тексты. Чистая графомания. Философ из неё тоже был так себе. Сильно упрощенные античники плюс нигилизм, все украдено, ничего своего.
Объективистская модель «по Рэнд» не работала как сейчас, так и тогда. Когда муж у неё заболел, например, Рэнд пошла просить помощи у государства. Сама старушка сидела всю жизнь на таблеточках — с ними засыпала и с ними просыпалась.
Я думаю, единственное, что позволило Рэнд тогда зацепиться в интеллектуальном мейнстриме и оставаться в нём сейчас, это то, что она говорила на модную тему, говорила о морали. Объективизм Айн Рэнд, который братья Кохи вытащили для своего «Движения чаепития» и зафорсили, всегда был идеальным механизмом моральной апологии для подонков.
Если кому-то удавалось захапать бабла и власти столько, что он уже мог защитить их от толпы, ему нужно было оправдание для себя (т.е. не для широкой публики), и Рэнд справляется с этим отлично. В США такая «новая мораль» в целом работает. Это только политикам в их обществе, где закон защищает частное больше, чем общественное, нужно быть гуманными. Богатый человек там вполне может позволить себе быть сволочью. Формула прекрасно работала и у нас в конце нулевых.
Но сейчас читать Рэнд в России как-то тупо, хотя бы потому что незачем. Её оправдательная философия не работает. Я не говорю о русском духе коллективизма и прочей духовности христианской, это все пиздёж. Нет у нас никакой духовности, тем более христианской. Зато у нас есть вилы. И топоры. И налоговые органы. И отчуждение собственности у одних в пользу всех или хотя бы официального представителя «всех».
Особенно умиляет, когда Рэнд у нас читают тёлки на содержании и чиновники. С точки зрения Рэнд и те, и другие — это сверхопасные паразиты, которым лишь бы денежки отобрать. Короче, каждый раз, когда вижу у друга в руках Айн Рэнд — моргаю, потому что вижу папуаса в юбочке из листьев и пиджаке. Очень живописно, но это не для тебя делалось.