В Швеции 1 июля вступает в силу «закон о добровольном сексе», которым в Уголовный кодекс вводится, среди прочих, две новых статьи – «Изнасилование по неосторожности» и «Половое принуждение по неосторожности».
Неосторожность в данном случае предполагает, что половой контакт произошел, когда один из участников не был до конца уверен, что его партнер согласен на интим. Такая неосторожность грозит насильнику поневоле тюрьмой на срок до четырех лет.
Ключевым вопросом остается, как именно должно проявляться согласие: в словесной ли форме, в письменной ли, нужно ли заверять документ у нотариуса? Эта правовая неопределенность остается и по сей день, что дает противникам новации обвинять ее авторов в популизме.
Как сообщает шведский новостной портал The Local, в законе этот аспект описан размыто: «Устанавливая, было ли участие [в сексе] добровольным или нет, необходимо принять во внимание, было ли согласие выражено посредством слов, действий или иным способом». Ясности не прибавляет.
Впрочем, отмечает The Local, Швеция отнюдь не новатор в этой области: уже в девяти европейских странах, в том числе в Англии, Бельгии и Германии, приняты законы, по которым изнасилованием считается любой половой контакт без согласия. Как складывается правоприменительная практика там – тема для отдельного исследования.
Что касается России, то по нашему Уголовному кодексу изнасилование определяется так: «Половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения … либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей [да, мужчину по закону изнасиловать нельзя]». В любом случае, дела эти расследовать всегда крайне сложно, о чем
доходчиво писал канал «Заметки следователя».