Потеря возможности запуска TON и полный отказ от дальнейшей ее разработки на самом деле говорит только об одном: Дурову придётся возвращать деньги инвесторов, при этом ещё и где-то искать деньги для выплаты процентов, которые он пообещал.
А поскольку прямая монетизация у мессенджера отсутствует, то пойти он может по одному из путей:
— Продаст долю сторонним инвесторам. Да, это даёт стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но нечто подобное уже было с ВК, и я вовсе не уверен, что Павел хочет это повторять: все-таки популярность у мессенджера мировая, да и растёт он явно быстрее ВКонтакте.
— Оставит все как есть. Но тут, как раз, вообще непонятно, что ждёт Telegram: деньги не вечны, поддерживать работу серверов и сотрудников нужно. И тут мы приходим к последнему, и наиболее логичному варианту.
— Запустит официальную рекламу внутри мессенджера. Да, все мы помним, как он противился ей в 2008-2010 в ВК, но тогда это был эффективный инструмент, который приносил стабильный доход, позволял поддерживать работу соцсети и даже развиваться.
И третий вариант — это то, что нужно и то, что было бы дальнейшим логичным ходом в развитии Telegram: крупнейшие российские бренды (и не только) уже давно покупают здесь рекламу, понимая эффективность площадки. Уверен, будь у них официальные инструменты для продвижения, они шли бы сюда ещё охотнее. Кроме того, рекламный кабинет и все инструменты легко можно тестировать в той же России, а потом постепенно масштабировать и выводить в другие страны.
Как бы не хотел Павел, чтобы мессенджер существовал без рекламы, рынок по продаже рекламы в авторских каналах, растущий год к году, говорит об обратном. Да, Марк Цукерберг тоже не стремится монетизировать WhatsApp, но есть одно но: за спиной Цукерберга — Facebook, акции которого давно продаются на бирже, а сама компания оценивается в более чем 500 миллиардов долларов. За спиной же Дурова пока только провалившийся проект и потеря доверия со стороны инвесторов. Тем интереснее, чем все это в итоге закончится.