Закон кристаллизации рынка
1. Рыночные доли игроков на ЗРЕЛОМ рынке являются постоянной величиной.
Вне зависимости от объема ресурсов, затрачиваемых на попытки их передела.
2. Каждый рынок проходит путь "возникновение - хаотическая конкуренция - кристаллизация - смерть".
Эффективный передел (формирование) рыночных долей возможно только на первых двух этапах.
Состояние зрелости рынка определяется началом фазы кристаллизации.
Бытовая параллель.
Зима, мороз.
Берем пустое ведро, наливаем в него немного воды. Это возникновение рынка.
Далее произвольным образом изменяем положение ведра: наклоняем, толкаем, вращаем, etc, главное чтобы вода не выливалась.
Относительно краев ведра положение поверхности воды так же постоянно меняется. Фаза хаотической конкуренции.
Однако что бы мы ни делали, зеркало воды всегда будет параллельно земле - как рынок идеальной конкуренции гарантирует нулевую экономическую прибыль.
Поскольку делаем мы это все на улице, а там зимний мороз, то рано или поздно вода превращается в лед.
Причем поверхность льда повторяет последнее положение ведра, когда вода была в жидком состоянии.
Рынок кристаллизовался.
А теперь берем ведро со льдом, и опять крутим-вертим-переворачиваем. Ничего не помогает - лед как замерз, таким и остается.
Инвестируем кучу денег во всякие хитрые центрифуги с ИИ-управлением: опять ничего не меняется.
Лед таким и останется, пока не будет нагрет, и не превратится снова в воду.
Топливом для рыночного нагрева является появление "подрывной инновации".
Смерть "старого" рынка и возникновение "нового".
Круг замкнулся.
Прямое следствие закона кристаллизации: идеальная конкуренция - неустойчивое состояние.
Любой рынок рано или поздно кристаллизуется.
Некоторые наблюдения практического характера.
Первой конфигурацией кристаллической фазы является связка "Лидер - Претендент - Выживающий".
Остальные "игроки" имеют ничтожную долю рынка каждый, состав их периодически меняется (кипение вакуума).
Исторический пример - General Motors - Ford - Chrysler в 60-70-х гг.
Сегодняшний рынок ERP-систем: SAP, Oracle, Microsoft.
Второй и последней конфигурацией кристаллической фазы является схема "Доминатор - Статист".
Сегодняшний мировой рынок поиска (кроме Китая и экс-СССР) - Google и Bing.
Газировка - Coca-Cola и Pepsi.
Рынок не обязательно доживает до второй кристаллической конфигурации. Рынок ERP, например, умрет раньше.