3. Вообще провенанс (история владения) «Спасителя мира» просто изумительный: первые 200 лет почти целиком состоят из слов «возможно, владел», «возможно, перешла по наследству» (то есть документов нет, но есть классовое чутье). Далее «возможно» исчезают, но счастливые обладатели «Спасителя мира» как один забывают, что владеют шедевром Леонардо, подписывая работу как «копия с Больтраффио». Вспоминается история про великий древний китайский океанский флот, когда китайцы могучей армадой доплыли то ли до Аравии, то ли сразу до Америки, а потом взяли и забыли, как этот самый флот строить. Да и вообще забыли, что флот у них был. Сейчас вот вспомнили, вал публикаций идет, «забытое величие». Смеяться пока можно, а потом вся эта кабарга встанет в один ряд с терракотовой армией и прочими «необсуждаемыми истинами китайской истории».
4. Лучше того, «Спаситель мира» был очень сильно разрушен, а затем отреставрирован, по сути, переписан — поэтому если там раньше и была кисть Леонардо, то что там сейчас — большой вопрос. Это уже вообще классическая ситуация в истории: оригиналы документов-зданий-работ уничтожены, вы видите перед собой аутентичный собор XII века, последний раз полностью перестроенный в XIX веке.
5. Поза Христа нехарактерна для работ да Винчи, в шаре не прописано корректное искажение света (а Леонардо в тот период как раз увлекался вопросами преломления света), картина не имеет типичного для Леонардо подтекста, она одноуровневая.
6. В XVII веке гравер Холлар сделал копию со «Спасителя мира». Теперь самое смешное, только не упадите — на картинке к посту слева вы видите гравюру Холлара (то есть, предположительно, «Спасителя мира» до реставраций), а справа — бесценный шедевр Леонардо в его текущем виде. Причем сначала эксперты Кристис считали работу Холлара копией с копии с копии, а сейчас считают копией с оригинала (то есть дополнительным подтверждением аутентичности). Дескать, некультурные трудящиеся тогда по моде дописали усы и бородку, а сейчас усы и бородку сбрили.
7. Наконец, значительная часть арт-экспертов не согласна с тем, что «Спаситель» принадлежит Леонардо, но их голос потонул на фоне мощнейшей пиар-кампании «Спасителя», развернутой Кристис. С одной стороны, картину разглядывает Ди Каприо под лозунги, что это новая «Мона Лиза», с другой — эксперт, 5 раз работавший с «Лизой» без рамы, говорит, что «Спаситель» даже отдаленно на новую «Мона Лизу» не похож. Ну и чей голос останется в истории? Ясно, чей — 450 миллионов долларов.