Я работаю в районе Цюриха, где живет самая большая община ортодоксальных евреев Европы. Если встречать их ежедневно толпами, можно заметить, что замужние женщины носят парики. Меня долго мучил вопрос, почему ношение хиджаба среди мусульманок это чуть ли не мировая проблема, а парики ортодоксальных евреек, что по сути то же самое, не слишком заботят феминисток и законотворцев? Ответ я нашла в интервью с политологом Эльхам Манеа, швейцаркой йеменского происхождения ( прошлом радикальной мусульманкой).
Она утверждает, что разница в идеологии: политизированный ислам стремится к мировой власти, в отличие от ортодоксального иудаизма и христианских сект. Любой религиозный фундаментализм ущемляет права женщин. И контроль над женщинами является одной из главных стратегий ислама в стремлении к глобальному господству.
В Коране, как говорит Э.Манеа, нет ни слова о женском дресскоде. А радикальные исламисты массово распространяют религиозное чувство вины среди женщин, начиная с середины 70-х. Как ни крути, это успешная маркетинговая стратегия. И хиджаб, и никаб, по мнению автора, это политические инструменты тоталитарной, фундаменталистской картины мира.
Что же делать с теми женщинами, которые добровольно носят платок и настаивают на этом праве? Э.Манеа отвечает, что спрашивала многих мусульманок, стали ли бы они покрывать голову, если бы им сказали, что они будут любимы и не сгорят в аду, не надевая хиджаб. И все, как одна, отвечали, что в таком случае, конечно, нет.
Проблема свободы воли одна из краеугольных в фолософии. Тут мне бы хотелось блеснуть умом, что я много знаю об этой науке, но классная
@nastya_philosophy написала на эту тему отличный текст гораздо лучше меня:
"Все это перефраз проблемы Милля (
http://t.me/nastya_philosophy/22): может ли свободный человек самостоятельно отказаться от своей свободы и подписаться на пожизненное рабство, потому что он точно уверен, что так ему будет лучше жить?
Милль отвечает, что нет. Свобода жить так, как ты хочешь, разрешает делать все, что хочешь, кроме свободы отказаться от своей свободы.
Сюда же относиться и парадокс толерантности: можно уважать и быть толерантным ко всему, кроме проявлений нетолерантности.