
1. Есть известная простая формула команды для стартапа – "hacker + hustler". Хакер пишет программу, а продавец – продает. Есть еще более сложная формула "hacker + hustler + hipster", где почему-то под "хипстером" понимают чувака, который умеет делать крутые продукты.
2. Подразумевается при этим неявно, что программист должен сделать что-то крутое и необычное – в формуле же "хакер", а не просто "программист". Сделать что-то, что не могут сделать другие, что-то обойти, нарушить какие-то правила, по которым все действовали до сих пор – в общем, "хакнуть систему". А продавец должен просто уметь продавать.
3. И вот этот умелый продавец открывает Яндекс.Директ, берет свои ключевые слова и смотрит цену клика. Видит, что клик обойдется ему в, скажем, рублей 50, а конверсия посетителя в покупателя на сайте будет в районе 1%. В этот момент он понимает, что стоимость привлечения покупателя выйдет у него в 5 тысяч рублей. А эти 5 тысяч рублей ему нужно втиснуть в маржу средней продажи вкупе со стоимостью доставки, склада, кредита, налогов и всего остального накладняка.
4. Если он не только умелый продавец, но и закаленный питчами и митапами стартапер, то он призывает на помощь великого бога LTV, произносит заклинание "5 продаж на одного привлеченного покупателя" и получает в остатке тысячу рублей, по-прежнему не влезающие в маржу, если честно заложить туда все остальные расходы. Ну и 5 продаж в среднем на одного покупателя без дополнительных расходов на его удержание – тоже не совсем честно выглядит, конечно же.
5. С негодованием закрывает он окошко Директа и идет к дистрибутору, который выкатывает ему процентов 40 своей комиссии, ретро-бонусы, бюджет на мерчандайзинг и 45 дней отсрочки платежа. На этом месте продавец окончательно офигевает, потому что при таких объемах ему складом в гараже не обойтись, кредит на производство "до зарплаты" не перехватить, а маржу надо с собаками разыскивать.
6. И тут он осознает, что если он не "хакнет систему" продаж и не найдет способ сделать что-то, что не могут сделать другие, что-то обойти, нарушить какие-то правила, по которым все действовали до сих пор – то ничего заработать и не получится.
7. В этот момент продавец либо становится вторым хакером в команде, либо первым кандидатом на вылет из стартап-мира. Потому что в настоящем, а не игрушечном, стартап-мире выживают только хакеры – и неважно, что они хакают: прогу, продажи, рекламу, продукт или что-нибудь еще.
8. Так что, наша новая формула – это "хакер + хакер" или "хакер + хакер + хакер". А лозунг наш – "Хакеры всех профессий, объединяйтесь".