По словам некоторых источников, первый высотный испытательный полёт Starship SN8 нарушил условия испытательной лицензии FAA. Взрыв при посадке и нарушение лицензии вызвали расследование со стороны агентства, побудив регулирующий орган уделить дополнительное внимание компании Илона Маска. В наказание, лицензии FAA теперь будут выдаваться только после дополнительных процедур.
FAA, после взрыва прототипа при посадке было не в восторге от произошедшего. На той неделе было начато так называемое "расследование происшествия", в котором основное внимание уделялось не только взрыву прототипа, но и отказу SpaceX придерживаться условий того, на чём настаивал регулятор. Неясно, какая часть испытательного полёта нарушала лицензию FAA:
"FAA продолжит работу со SpaceX для оценки дополнительной информации, предоставленной компанией в рамках заявки на изменение лицензии на полёт. Несмотря на то, что мы признаем важность быстрых действий для стимулирования роста и инноваций в коммерческой отрасли, FAA не будет ставить под угрозу общественную безопасность. Мы утвердим модификацию [лицензии на полёт SN9] только после того, как убедимся, что SpaceX предприняла необходимые шаги для соблюдения нормативных требований", - сказало агентство по этому поводу.
The Wall Street Journal спросили Маска, какую роль правительство должно играть в регулировании инноваций, на что он ответил: "В большинстве случаев лучшее, что может сделать правительство, - это просто уйти с дороги".
Лучше и не скажешь.
Хотя мы не знаем точных причин, почему не было получено одобрение на новый полёт, давайте попробуем понять почему регулятор не даёт разрешение SpaceX на полёт:
📌 Почему FAA решает разрешить полёт или нет?
FAA - Это федеральное агентство, уполномоченное выдавать лицензии на коммерческие космические операции американскими компаниями. FAA меньше озабочены самими целями миссии и больше заботится о защите жизни и имущества вблизи стартовой площадки, а также воздушного пространства над ней. FAA не будет откладывать лётные испытания, если нет причин для беспокойства в отношении общественной безопасности
📌 Как SpaceX получают разрешение на полёты?
Для каждого полёта прототипа SpaceX должна заранее получать одобрение FAA. Правила для этого чётко изложены в "Своде федеральных нормативных актов". Задача SpaceX - убедить FAA в том, что их прототип может безопасно выполнить полёт, что установлен достаточно большой коридор безопасности и разосланы соответствующие уведомления жителям. Обычно в течение 48 часов до полёта проводится проверка готовности, чтобы доказать соблюдение этих правил и выдаётся разрешение на безопасность полётов.
📌 Что произойдёт, если в разрешении будет отказано?
Согласно правилам, "FAA уведомляет заявителя в письменной форме, если FAA отказало в утверждении заявки на получение лицензии на полёт. В уведомлении указываются причины решения FAA. Заявитель может ответить на решение и запросить его пересмотр. Похоже, что сейчас мы находимся в процессе пересмотра такого решения.
📌 Но разве FAA не выпустило "Временные ограничения на полёты" (TFR) на четверг и пятницу?
Да, FAA опубликовало ограничения воздушного пространства для космодрома SpaceX в Бока-Чика. Однако эти ограничения не свидетельствуют об одобрении FAA, а скорее являются предупреждением о том, что воздушное пространство может быть заблокировано в определенное время. (Аналогично ограничениям на полёты - NOTAM, что действуют для авиации).
📌 Как мы узнаем, что компания получила разрешение на запуск?
Это информация не доступна, это становится достоянием общественности только в том случае, если SpaceX раскроет это или если полёт произойдёт.
📌 Если SpaceX получили разрешение на полёт SN8 в декабре, почему такое не возможно и для SN9?
Хотя профиль полёта для SN9 аналогичен полёту, выполняемому SN8, ожидается, что его высота будет 10 км вместо 12,5 км. Утверждение полёта для конкретной миссии должно учитывать каждое изменение в деталях, требующее нового анализа и обновленного коридора безопасности.