Сегодня исполнилось ровно 240 лет со дня открытия Уильямом Гершелем седьмой планеты Солнечной системы. Конечно, он был далеко не первым, кто наблюдал ее в телескоп (и в теории, Уран даже можно увидеть на небе невооруженным глазом), но он первым догадался, что это не звезда. Интересно, что название Уран закрепилось за планетой лишь к середине 19 века. До этого ее предлагали именовать «Звездой Георга», «Гершелем» и даже «Кибелой».
Открытие Урана стало важнейшей астрономической вехой, в чем-то сравнимой с крахом геоцентрической системы в начале 17 века. Да, к тому моменту астрономы уже знали, что Солнце не вращается вокруг Земли и у планет есть собственные спутники. Но открытие новой планеты стало финальным гвоздем в крышку гроба античных представлений об устройстве мироздания. Кроме того, оно запустило цепочку событий, которые в итоге привели к обнаружению спустя 65 лет Нептуна.
Пожалуй, сейчас Уран является наименее «популярной» планетой Солнечной системы. За всю историю космонавтики его посетил лишь Voyager 2 (что произошло в далеком 1986 году). Да, то же самое можно сказать и про Нептун, но он все же пользуется большим интересом за счет того, что красивее смотрится на фото, плюс у него есть Тритон, который сам по себе очень эффективный мир. А Уран он как забитый дальний родственник, про которого все всегда забывают.
А ведь планета не заслуживает такого отношения. Да, может Уран и не такой красивый как Нептун, но он хранит немало тайн. Взять хотя бы аномальный наклон его оси, который является свидетельством некоего катаклизма, случившегося в далеком прошлом. А еще он является самой холодной планетой Солнечной системы (да, именно Уран, не Нептун), что возможно тоже как-то с связана с драматическими событиями, развернувшимися на заре Солнечной системы.
У Урана есть кольцевая система. Пускай ей и далеко до великолепия Сатурна, но в то же время она куда эффектнее и сложнее примитивных колец Юпитера и Нептуна. Кроме того, у Урана есть крупные спутники. Может они и не такие притягательные как Тритон. Но, во-первых, пока что мы видели их лишь одним глазком, а этого очень мало для каких-то глобальных выводов. Да и пример Энцелада наглядно показывает, что даже небольшие луны могут хранить в себе массу секретов. Во-вторых, если Тритон это что-то вроде подброшенного кукушонка, убившего всех конкурентов, спутниковая система Урана является его родной и может поведать о прошлом самой планеты. В-третьих, у Урана есть Миранда — спутник с сумасшедшим рельефом, который, по всей видимости, склеился из обломков прямо на его орбите.
Так что седьмая планета по праву заслуживает полноценную миссию для ее изучения. И остается надеяться, что мы ее дождемся. Ну а пока же мы можем выпить за сегодняшнего юбиляра и поздравить его с днем рождения.