От классифайдов к маркетплейсам Послушал очередной интересный Make Sense от Юры Агеева. В гостях был Дмирий Григорьев, CPO ЦИАНа — это такой крупный игрок на рынке недвижимости в России, который начинал ещё во времена досок объявлений, а сейчас активно идёт к маркетплейсу недвижимости. Это пояснение для моей аудитории из Казахстана, в России ЦИАН и его «проверенное жильё» хорошо знают.
Классифайдов в моей карьере было много — Колёса, Крыша, Маркет, Авито, Авто.ру. Тема очень близкая и даже, можно сказать, родная. Поэтому слушал внимательно. Ключевой тренд последних Х лет — продукты меняют рекламную модель, когда платформа просто сводит покупателя и продавца, на модель помощи в процессе сделки. Число Х зависит от региона. В развитых странах, где рынок недвижимости и авто цивилизованный это началось давно. Например, американский сервис Trulia может предоставить всю историю по объекту, предложит оценку и кредит, поможет с оформлением сделки и даже с переездом. Российский рынок медленно, но двигается в эту сторону! На ЦИАН недавно успешно прошел пилот интеграции с налоговой, в котором владельцы квартир могут легализовать свои доходы от аренды в несколько кликов. Сейчас его масштабируют на все регионы.
Отдельная тема — маржинальность бизнеса. Не секрет, что классифайды очень хороши в этом плане. При условии, что продукт уже набрал аудиторию и базу — запустился эффект снежного кома, когда продавцы идут туда, где есть трафик, а покупатели туда, где много предложений. В этой бизнес-модели расходы понятные и относительно низкие, а доходы могут быть очень высокие. Миллионы микроплатежей делают своё дело, а подписка для B2B сегмента даёт прогнозируемый доход. Движение в сторону маркетплейса может снижать маржинальность, но пока, по мнению Дмитрия, этот эффект слишком небольшой.
В завершении Дмитрий поделился метриками, которые они отслеживают. В ЦИАНе обращают внимание на две категории продуктовых метрик. Со стороны покупателей или арендаторов это скорость поиска нужного объекта, количество звонков за день и доля успешных звонков. Со стороны тех, кто размещает объекты это база предложений, покрытие рынка и срок экспозиции объекта (время, которое требуется на продажу или сдачу в аренду). Последнюю метрику правильно отследить сложнее всего, ведь классифайд понимает факт сделки только по косвенным признакам. Это ещё один повод всеми силами идти внутрь сделки, что и делают большинство лидеров этого бизнеса по всему миру.
https://podcasts.apple.com/kz/podcast/make-sense-podcast/id1417851966?i=1000464723912