
При развале СССР и колхозов местные крестьяне получили паи, по 2-6 га. В основном они сдают их в аренду. Средняя сумма платы за аренду – 30-60 долларов за 1 га. Т.е. за пай в год можно получить максимум долларов 100-200.
Есть большой серый рынок земли. Огромные площади из таких лоскутов-паёв в том числе собрали уже иностранцы. По разным данным, до 3 млн. га. Вот только два примера. Около 60 тыс. га принадлежат датской компании «Trigon Agri». Компания «United Farmers» из Саудовской Аравии – до 40 тыс. га. Есть компании из США, Франции, Китая и т.д.
Скорее всего, при начале открытой купили-продаже земля снова уйдёт иностранцам. Внутри Украины просто нет таких денег для скупки земли. По разным данным, в течение пяти лет на рынок может выйти до 5-8 млн. га. Читал у украинских экономистов об их мечтах – земле по 5-6 тыс. долларов за га. Но, видимо, это и останется мечтой. Ориентироваться тут надо скорее на цены пахотной земли при недавнем открытии этого рынка (права продажи иностранцам) в Аргентине и Бразилии. И там та же китайская Beidahuang Group – мировой латифундист с земельным банком в десятках стран мира почти в 6 млн. га – скупала в среднем землю за 1,5-2 тыс. долларов га.
А специализация использования земли в Аргентине, Бразилии и Украине схожа – зерновые, масличные, КРС. Вот и на Украине надо ориентироваться на эти цены. Плюс примерно равная доходность в трёх странах с 1 га – до 300 долларов.
В итоге эти 5-8 млн. га обойдутся максимум в 10-12 млрд. долларов. Примерно 5-8 млрд. долларов иностранцы ещё вложат в технику и инфраструктуру (опять исходя из практики Beidahuang Group – в Аргентине инвестиции были на уровне 1 тыс. долларов на 1 га – трактора и комбайны, грузовики, элеваторы, фермы и т.п.).
Т.е. на пай в 2-6 га средний украинский крестьянин выручит максимум 5-10 тыс. долларов. Цена плохенькой хаты или подержанной иномарки. Свои сотни миллионов долларов получат и олигархи украинского разлива, кто накопил паи и теперь их легализуют.
Т.е. деньги не такие уж и большие на всю 40-миллионную Украину. Но затем последует ещё и этап вытеснения из деревень бывших мелких и средних собственников (или их умирание там же, без замены детьми). Там, где 100 клочков по 2-6 га обрабатывали 200-300 человек, теперь будет работать бригада в 5-10 человек на американской технике «Джон Дир».
Тоже не фантазия – это всё уже происходит в российских латифундиях, где интенсивное хозяйство так же вытесняет деревенских работников.
Ситуация типичная для стран Второго-Третьего мира. Только сейчас смотрел на Евроньюс большой репортаж, как европейцы снова потянулись в африканскую Анголу. Португальцы, французы, англичане и пр. скупают землю десятками тысяч га на хозяйство, организуют современные фермы. А местные туземцы, ставшие ненужными на некогда своей земле, отчаливают в города (трущобы). Формально это прогресс, а на деле – без социала в таких странах, без современной экономики постиндустрального типа – оборачивается люмпенизацией местного населения.






