Переезжать ли жить в Словению?
Автор Kosta Ljubljanec
Вот вы, брутальные московские мужчины, поражающие своим предпринимательским талантом, спрашиваете меня за бизнес в Словении. Начну с того, что для тех, кто считает маржу менее 100% чем-то унылым и несерьёзным, это совершенно два различных и трудно сопоставимых слова, «бизнес» и «Словения». То есть, не то, что в Словении совсем отсутствует какой-либо бизнес, нет. Безусловно, это развитая страна с рыночной экономикой, имеющая большое количество всевозможных предприятий. Здесь есть и большие компании с большими деньгами и совсем крохотные, типа ателье по пошиву зелёных шнурков.
Большой бизнес в Словении заточен под экспорт. Вы, возможно, удивитесь, но эти улыбчивые ребята производят такое, что в Ресурсной Федерации, увы, уже давно разучились делать самостоятельно (вот сейчас у меня защипало в носу и заслезились глаза). Так вот, эти несчастные люди, обделённые газом-батюшкой и нефтью-матушкой умудряются поставлять на экспорт станки для европейских автогигантов, современные лекарства, химию, бытовую технику, электронику и говорящих котов (Talking Tom, например). И ещё многое другое. Это около трети ВВП. И в этом секторе вам ловить нечего. Даже если продадите свои драгоценные метры в девятиэтажке на Садовом этого не хватит, чтобы стать гордым и уважаемым владельцем завода по производству гвоздей с ароматом клубники. Остальные две трети экономики - это сфера услуг и кусочек сельского хозяйства. Ну, из москвича фермер как из навоза танк (хотя бывает и такое), поэтому не торопимся покупать трактор и мечтать о пышногрудых крестьянках на собственном сеновале. Остаётся торговля и сфера услуг. И вот тут начинается самое интересное, усаживайтесь поудобнее.
На мой замутнённый и необъективный взгляд, сервис и качество услуг в Словении всё ещё оставляют желать лучшего. Казалось бы, есть где развернуться, но реальность такова, что рынок для подобных услуг очень крошечный, как писюн у новорождённого. И ваши вложения например, в модное заведение с 12-ти страничным коктейльным листом и виниловым танцполом через полгода пойдут прахом, несмотря на английский менеджмент и румынский маркетинг. Ибо, на это есть словенский «да ну нах». Не востребовано, или как тут говорят - не потребуемо. Вот поставить палатку с шаурмой или пирожками это да, формат. Но для того, чтобы зарабатывать на жизнь, а не на те же пирожки, таких палаток нужно десять. При том, что людей во всей Любляне, как в муниципальном районе Марьино (чего ржёте, зато пробок нет). Поэтому, выжить здесь может лишь тот бизнес, что заточен под постоянных и преданных клиентов. Или высокотехнологичный стартап, рассчитанный на внешних потребителей. Постиндустриальная экономика, ага.
Тут по классике жанра кто-то из вас должен воскликнуть: «А как же наши пронырливые соотечественники? Они-то чем там занимаются?!» Слушайте сюда, парни. У этих людей есть голова на плечах, раз сообразили что к чему и вывезли себя и своих детей оттуда, где вы всё ещё. А значит и в европах всегда найдут применение своей соображалке. Ну, а если конкретнее, то у всех по-разному. Одни постепенно проедают раннее заработанное, другие содержат семьи вкалывая вахтовым методом, постоянно курсируя между домом в Словении и источником дохода в России/Украине. Кто-то нашёл себя в новой профессии, другой занимается тем же, чем и на родине. Тут есть доктора и слесари, бывшие олигархи и нынешние топ-менеджеры, климатические беженцы и просто уставшие от совка. Они варят пиво и пекут хлеб, играют в оркестре и программируют, лепят пельмени и кладут плитку. Торгуют, стригут, шьют, учат. Управляют верфью и крупной фабрикой, инвестируют в отели и скупают курорты...
«Подожди, корешок, - скажете вы, - ты сам себе противоречишь! Плохой сервис, крохотный писюн, то есть рынок и тем не менее все при деле, все в шоколаде!». Нет, ребята, про шоколад я ничего не утверждаю (производитель шоколада, здесь могла бы быть ваша реклама)! Реалии таковы, что не только шоколада, но и повидла можно не дождаться. На виду только медийные и добившиеся некоторого успеха люди.