Когда в жертву приносили раба, а когда младенца
В леденящих душу ритуалах человеческих жертвоприношений можно заметить, как минимум, два подхода.
В некоторых случаях на алтарь кровожадного бога подносилось самое ценное - соплеменники и сограждане, женщины и дети. Эта жертва, как считали древние, уж точно должна была умилостивить грозного бога и, как следствие, подарить сытую жизнь или победу в войне.
В Финикии, а затем в Карфагене, например, для того чтобы добиться милости Баала-Хаммона, убивали младенцев – первенцев мужского пола из лучших семей города. В древней Италии, у латинов, этрусков, умбров и других племен, существовал похожий обряд Священной весны, когда ради грядущего богатого урожая также приносили в жертву младенцев. Правда, во времена Рима эту кровавую «жатву» заменили более толерантным вариантом: изгнанием из города достигших совершеннолетия юношей. Впрочем, зачастую изгнание в то время было равносильно смерти. Или пример из Греции. Фивяне перед битвой с войском Спарты при Левктрах всерьез собирались лишить жизни прекрасную белокурую девушку - мол, "на удачу". Правда, в последний момент передумали и женщину заменили белой кобылицей. Но и это помогло – Фивы в той битве праздновали победу.
Но был и другой вариант: в ритуальных целях убивали в первую очередь тех, кого не жалко. В этой роли чаще всего выступали военнопленные, преступники и рабы. Те же греки, например, пожертвовали Аресу двух пленных персов перед битвой при Марафоне. Хотя, надо сказать, что человеческие жертвоприношения в Древней Греции происходили лишь случайно и крайне редко. Возможно, они были более распространены в дремучую минойскую эру, но во времена "классики" и эллинизма, в эпоху Перикла и Александра Македонского, мы знаем лишь о единичных случаях.
Другое дело – варвары. Для них принести в жертву себе подобного – явление хоть и не обыденное, но вполне привычное. В первую очередь вспоминается знаменитый Плетеный человек у галлов (кельтов). Этот вид ритуальной казни описывает Юлий Цезарь: в сплетенное из соломы громадное чучело помещался человек или несколько (как правило, пленников или преступников), после чего конструкция поджигалась - во славу богов Тевтатеса, Езуса и Тараниса. Не менее изощренную ритуальную казнь несколько позже придумали северные германцы. Если верить скандинавским сагам, среди викингов был распространен обряд Кровавого орла (вы можете во всех красках увидеть его в одном из сезонов сериала «Викинги»): спина жертвы разрубалась топором, а ребра вытаскивались наружу наподобие орлиных крыльев. Человек медленно и мучительно умирал, зато Один был доволен.
Практиковались человеческие жертвоприношения, по всей видимости, и у древних славян. Во всяком случае, у западных – лютичей, ободритов и руян. Немецкие хронисты, описывая бога Свентовита, – одного из главных в западнославянском пантеоне, – сообщают, что раз в год он не гнушался полакомиться честным христианином, особенно же предпочитал монахов. Нечто подобное встречалось у балтов. Как сообщает Петр из Дусбурга, пруссы после смерти своего вождя хоронили вместе с ним его жен и челядь (понятное дело, живых). А пленных христиан, бывало, сжигали в ритуальных целях. Похожим образом поступали и литовцы, причем у них обряд человеческих жертвоприношений продержался аж до XIV века. По информации все того же Петра из Дусбурга, в 1320 году не повезло попавшему в плен военачальнику Тевтонского ордена. Брата Герхарда по прозвищу Руде, "облаченного в доспехи и верхом на коне, литвины сожгли, принеся в жертву своим богам".