В Таганроге депутаты задумались по поводу спасения городского электротранспорта, одного из немногих муниципальных предприятий, всё ещё остающихся на плаву — трамвайно троллейбусного управления (МУП ТТУ).
У предприятия очень шаткое финансовое положение, о чём наиболее красноречиво говорят периодические отключения электроэнергии за долги. У предприятия убыточный тариф и практически на 70% износившийся подвижной состав — в настоящее время из 26 троллейбусов на линии выходит шесть, а из и 54 трамваев — 36 единиц. У предприятия оставляющие желать много лучшего трамвайные пути, из-за чего происходят постоянные сходы вагонов. Вдобавок ко всему, постоянные провалы коллектора усугубляют и без того незавидное положение дел — то и дело прекращают работу наиболее прибыльные маршруты, в частности, №2 и №5. В общем, куда не кинься — всюду клин.
Примерно такую картину нарисовал депутатам – участникам выездного заседания комиссии по ЖКХ, директор МУП ТТУ Владимир Черепанов, пригласив их в свой кабинет.
Рассказав вдобавок, что в 2017 году у ТТУ был убыток в 27 млн рублей, в первом полугодии 2018 года — уже минус 14 млн. А ещё один участник выездного заседания, начальник отдела транспорта администрации Геннадий Фисенко и вовсе заявил, что при своём нынешнем состоянии «ТТУ зиму не переживёт».
Последовал вопрос от председателя комиссии по ЖКХ Петра Спиридонова:
— Что делать, чем нам помочь, чтобы мы не говорили здесь об убытках, а вы смогли выйти хотя бы в ноль, — задал главную тему заседания Спиридонов.
Среди путей выхода Владимир Черепанов назвал энергосбережение, покупку электроэнергии на оптовом рынке, замену подвижного состава, восстановление ранее имевшейся в ТТУ ремонтной базы и др. Но на все эти, и другие, меры «нужны вложения».
Выяснилось, что в ТТУ уже разработан некий документ или программа, с цифрами «вложений», в которой пошагово описан выход ТТУ из нынешнего кризисного состояния. Она рассчитана на шесть лет и требует три миллиарда рублей.
Прекрасно понимая, что таких денег никто за раз не вынет и не положит, Черепанов заявил, что их устроили бы и меньшие суммы— хотя бы по 100 миллионов в год на ремонт аварийных участков пути, контактной сети и подстанций, многие из которых с прохудившимися крышами не знают ремонта по 10-15 лет.
О сути разработанной в МУП ТТУ «программы спасения» рассказала председатель думы-глава города Инна Титаренко. По её словам, «программа большая, в ней заложены приобретение 10 троллейбусов (по 14 млн рублей штука) и 10 трамваев (по 28 млн рублей) ремонт аварийных участков пути (около 34 млн рублей), ремонт аварийной контактной сети (23 млн рублей), введение в эксплуатацию троллейбусных маршрутов по 4-й Линии в Северном микрорайоне и даже 8 млн рублей на внедрение электронной оплаты за проезд в электротранспорте.
Всё это и тянет на три миллиарда за шесть лет.
— Безусловно, Таганрогу, даже до 2024 года, такие суммы явно не по карману, и без помощи области тут не обойтись, заявила глава города.
Область хочет понять, а что в итоге?
По словам Инны Титаренко, сегодня руководство Ростовской области понимает, что такое социально-значимое для Таганрога муниципальное предприятие, как ТТУ, необходимо сохранить, и что оно требует финансовых вливаний. Но область в лице Минтранса хочет знать, «какую долю рынка пассажироперевозок оно в результате этих вливаний займёт, и каков будет инвестиционный эффект от вложенных сумм.
— Хорошо, вы просите финансовых вливаний, в частности нового подвижного состава. Но новый трамвай у вас будет ходить по старым изношенным рельсам? Нет, так не пойдёт, — обозначила Титаренко позицию областных властей.
— Поэтому сначала надо привести в порядок путевое хозяйство, и, получается, замкнутый круг, – добавила глава города. Поэтому минтрансу надо ответить на все его вопросы. В этот процесс уже включилась администрация города в лице начальника отдела транспорта Геннадия Фисенко. Ему было рекомендовано «дать предложения с учётом разработанной в ТТУ программы, о месте ТТУ в сфере пассажироперевозок с увеличением его доли на рынке».