Который раз удивляюсь топорности и твердолобости людей, работающих в татарских СМИ нашей необъятной Республики. Не знаю, что тому виной, может быть зарплаты настолько низкие, что работать туда идут люди с айкью ниже 100, либо это пресмыкающееся начальство, которое заставляет делать преступные вещи своих сотрудников, желая показать вышестоящим, что они не сидят на месте. Но ситуация оказалась страшной.
Татарские газеты я не читаю. По понятным причинам. Потому что читать там нечего, но их читают, например, мои бабушка с дедушкой, которые на днях решили меня спросить почему так произошло, что вместо «сентябрьдә» начали писать «синтәбрдә», вместо «ел» — «җыл», «банк» стали называть «акчаханә» и т.д. Я не поверил, но они показали мне это на бумаге. Случилось это, по их словам, совсем недавно.
Нетрудно догадаться откуда стали появляться такие, прости Господи, «неологизмы». Вопрос о развитии татарского языка стал подниматься очень остро, и на высшем уровне и на планерках «Татмедиа». Журналисты, которые год от года ничего кроме переводных историй и подробностей жизни татарских звезд не писали, ничего лучшего не придумали, чем понять буквально «развитие» татарского языка. Стали заменять все что плохо лежит татарскими аналогами, а то, что не заменяется, писать так как слышится. Отсюда появились «синтәбр» (это вообще позор) «дикәбр» и прочее. Не удивлюсь, если скоро мы начнет в Татарстане добывать «нифыть».
Додуматься до того, что развитие татарского языка - это развитие качества контента написанного на нем никто, естественно, не смог. Собственно зачем? Отчеты мутятся, бюджеты крутятся. Но из-за действий таких недалеких людей татарский язык стоит перед обрывом на самое лингвистическое дно. Я надеюсь, что меня читают те, кто может положить конец этой мутации татарского языка, перестаньте, Тукай бы не одобрил.