Neuralink #2
Читал, что одна из проблем, стоящих на пути всеобщей нейрочипизации — проблема биосовместимости. Когда чужеродный элемент попадает в мозг, он пытается от него отгородиться. В результате качество сигнала сильно ухудшается. Может разработка Маска как-то решить эту проблему? Какие вообще могут быть способы ее решения?
Это действительно одна из главных проблем инвазивных нейроинтерфейсов, и это признает сам Илан Маск. По презентации можно заключить, что Нейралинк пока не знает, что с этим делать. У этой проблемы есть два аспекта: во-первых, мозг воспринимает имплант как инородный предмет и пытается окружить его фиброзной капсулой - это не очень хорошо как и для самой нервной ткани, потому что образуется что-то типа рубца, так и для импланта, потому что теряется качество сигнала. Абсолютно инертных материалов, на которые мозг не будет реагировать совсем, пока нет. Частичным решением первой проблемы как раз является гибкость электродов, так как она снижает повреждение мозга. Во-вторых, мозг это довольно агрессивная, окислительная среда, в которой у электродов постепенно увеличивается импеданс, и сигнал становится все менее уловимым. Необходим поверхностный материал для покрытия электродов, который будет одновременно и изолировать электрод от мозга, и хорошо проводить электрический сигнал, при этом оставаясь тонким и гибким. Илон Маск упомянул карбид кремния, но опять же, уже сейчас большинство электродов, используемых в нейронауке, имеют кремниевое покрытие (нитрид или диоксид кремния), так что опять речи о прорыве не идет.
Нейралинк хочет, чтобы нейроимплант работал десятилетиями. Пока что им удалось получить стабильный сигнал из мозга свиньи на протяжении двух месяцев, в то время как в научных исследованиях некоторые импланты уже стабильно работают до года.
Эксперты пишут, что большинство обещаний Маска «невыполнимо в принципе». Например, обещание проигрывать музыку прямо в мозг посредством Neuralink. Это действительно невозможно? Почему?
Тут мне не хочется быть таким уж скептиком, потому что никаких фундаментальных ограничений на проигрывание музыки прямо в мозг кажется нет. Ученые обычно говорят, что это невозможно, потому что мы пока слишком мало знаем о том, как работает мозг, и у нас нет вычислительных ресурсов, способных охватить всю сложность мозга, чтобы это понять. Что касается Нейралинка, то пока им явно не хватает пропускной способности, чтобы стимулировать что-то настолько сложно устроенное, как музыка. Посудите сами: в кубическом миллиметре коры человека умещается около миллиона нейронов, а пока что Нейралинк показал электроды с тысячей каналов.
На презентации Маску задавали вопрос, можно ли будет с помощью импланта призвать Теслу. На самом деле это возможно даже с текущими нейроимплантами, так как эта задача не сложнее перемещения курсора на экране. Плюс же технологий вроде Нейралинка в том, что они сами по себе помогут нам узнать о мозге больше.
Какие еще преграды стоят перед Neuralink?
Я думаю, одна из самых сложных задач - это получить разрешение на испытания технологии на людях. Маск вскользь упомянул, что Нейралинк плотно сотрудничает с FDA, но все еще ничего непонятно. Если же предположить, что все заработало и сигналы из мозга передаются в телефон, и что-то еще стимулируется, то безопасность, приватность и защита данных будут следующей большой проблемой, так как пока что никаких ни этических, ни законодательных инициатив на эту тему не существует.