В 1984 году грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе закончил свой лучший фильм — «Покаяние», посвященный сталинским репрессиям и получшивший гран-при Каннского фестиваля. Картина вышла в прокат не сразу, а только в 1987 году, когда в СССР взяли курс на перестройку. По разным версиям, фильму помогали высокопоставленные чиновники — от первого секретаря грузинского ЦК Эдуарда Шеварднадзе до председателя Союза кинематографистов Элема Климова, а идеолог перестройки Александр Яковлев и вовсе называл «Покаяние» «сигнальной ракетой, которая способна изменить строй».
В пятом эпизоде подкаста «Россия закрывается» мы вспоминаем историю фильма, который стал важным этапом десталинизации и положил начало публичному разговору о репрессиях. Вместе с актером «Покаяния» Зурабом Кавтарадзе, киноведом Андреем Апостоловым и историком Антоном Вачарадзе говорим о том, как Тенгизу Абуладзе удалось утаить сценарий от цензуры, из-за чего фильм все-таки пришлось переснимать, при чем тут угон самолета, и, наконец, почему за три года, пока «Покаяние» лежало на полке, в Грузии его уже все посмотрели.