Немного осеннего вдохновения.
Александр Рогожкин остался в истории кино девяностых в первую очередь как создатель формулы «народной комедии» в виде всем известной серии фильмов. До успеха он снимал довольно странное, я уже выкладывал тут «
Третью Планету». И это вполне мягкий вариант, в «Чекисте» он дошёл до мясорубки сравнимой с великим фильмом «Черное солнце. Бойня в Нанкине», совершенно патологическая работа.
Важный аспект в его истории - сотрудничество с писателем Виктором Ерофеевым. На самом деле я не очень понимаю причин популярности Ерофеева как писателя. Его эпатаж выглядит вымученным, других качеств я в текстах не замечаю. Но в фильмах, снятых по его текстам Рогожкиным, все шоковые элементы оказываются на своём месте. Рогожкин ни капли не смягчает текст, но добавляет ирреальную атмосферу отсутствующую в оригинале. К примеру «Жизнь с Идиотом», в оригинале похожая на плохую политическую сатиру (Идиот там описан как двойник Ленина) в киноварианте превращается в сильнейшую историю падения в безумие, сравнимую с «Зелёным Слоником», я даже удивился когда узнал что не было прямого влияния. Одной сцены с молоком хватает для демонстрации преимущества плёнки над бумагой.
После успеха «Особенностей...» и полного ухода в мейнстрим Рогожкин внезапно снимает короткометражку «Болдинская Осень» о особенностях национального вдохновения. Уже в «Жизни с Идиотом» действие происходило в подчёркнуто условном мире с всадниками на улицах Петербурга. В следующем обращении к прозе Ерофеева Рогожкин пошёл дальше. История путешествия писателя Сисина на поляну где можно записать правду о мире и Боге передана полностью, реплики никак не искажены по сравнению с рассказом. Зато сопровождающий всё визуальный ряд заставляет аплодировать стоя. Электричка с людьми разных эпох (включая хорошо узнаваемого Гоголя) едем мимо атомного взрыва. На каждую запись в тетради реагируют описанные там люди. Финальная запись о Боге забрасывает писателя в безжизненные пространства с Землёй над головой (явная самоцитата из «Особенностей Национальной Охоты»)
По настоящему поражает то, что это снято по безликому и скучному рассказу. И очень жаль, что автора этих двух фильмов наверняка будут помнить только по киносериалу про алкоголизм.
Жизнь с идиотом (1993)
Болдинская осень (1999)