В добавление к
хорошему посту.
У Дмитрия Светозарова по сути было две карьеры. В советское время он экспериментировал с жанровыми элементами, превращая, к примеру, Харатьяна в персонажа ранних carsplotations, словно появившегося в СССР прямо из
Pit Stop [The Winner] Джека Хилла. Добротворский как критик прекрасно сформулировал основы его стиля: «
в фильмах Светозарова партийные функционеры больше похожи на шерифов с Дикого Запада, а руководители производства — на одиноких гангстеров».
Перестройка стала для Светозарова триумфом, «Псы» и «Арифметика Убийства» безусловно входят в число лучших жанровых фильмов периода. Но потом он надолго исчез, вернувшись в конце девяностых благодаря телевидению и став одним из отцов ненавистного мне феномена «новый русский сериал». Не всё в его позднем творчестве меня раздражает, к примеру я обязательно выложу здесь «Четырнадцать цветов радуги», как выдающийся образец циничной мясорубки.
Между этими этапами один фильм едва не был потерян, я лично искал его долгие годы, хотя и сомневался по описанию что найденное понравится. Я опасался что это будет очередной пример романтического ориентализма, с извечной русской фантазией про «поехать к цыганам». Был не прав, фильм оказался отличной деконструкцией мифа, вольные души с красивой картинки танцуют в грязи за подачки. Табор как зона архаики, буквально скрытая в закоулках города и идеально приспособленная к условиям распада. Убежавший в неё музыкант (как всегда великолепная роль Сергея Бехтерева) всё равно остаётся чужаком.
Хорошее добавление к «Арифметике Убийства», показывающее жуть города за пределами коммуналки.
Гаджо (1992)